Против призрака твиттер-революции белорусские власти применили испытанный ресурс — Хапун.by. 22 июня в столице спецназ массово паковал участников новой фронды в автозаки, не церемонились милиционеры и в других городах.
Пока силовиков и турникетов хватает, но в один прекрасный день может и не хватить, отмечают эксперты. Особенно если совсем кончатся деньги.
Че Гевары с ноутбуками
Несколько недель назад об экзотической забаве продвинутой белорусской молодежи под названием «Революция через социальную сеть» мало кто знал. Узнав же, иные снисходительно улыбались: тоже мне, Че Гевары нашлись!
Но виртуальный почин резко пошел в реал, обрел плоть и кровь. 8 июня на Октябрьской площади Минска собралось две-три сотни человек, неделю спустя наблюдатели насчитали до трех тысяч, 22 июня заговорили о пяти тысячах.
Почин захватил уже более сорока городов, включая маленькие. В далеком тихом Чечерске 22 июня вышли трое, в Кобрине собралось около 50 человек, в Мостах — около 70, в Волковыске и Новополоцке — по сотне, в Слониме и Молодечно — примерно по двести. Около 600 человек молчаливо прогулялись по Бресту.
И это, заметьте, в разгар лета, традиционно мертвого политического сезона. Тем более — когда не пахнет никакими выборами, а оппозицию пересажали и загнали под лавку. Для белорусских властей, только что устроивших зловещий марафон показательных судов над участниками протестов 19 декабря, пришла беда, откуда не ждали.
Медиаэксперт и политический обозреватель Павлюк Быковский в интервью для Naviny.by отметил: акция становится модной в молодежной среде, а после неуклюжей пропагандистской кампании по телевидению о ней узнали все.
«Запрет гулять по городу совершенно не вяжется с нормальным правом и потому делает «Революцию через социальную сеть» известной даже в очень далеких от политики кругах», — констатировал эксперт.
Прищемить пальцы в реале
У милиции цифры участников традиционно меньше, но саму опасность нового поветрия высокое начальство отнюдь не преуменьшает. Что прорвалось и в комментарии Александра Лукашенко на пресс-конференции 17 июня.
Сначала он дал уничижительную характеристику: «На кого эти лозунги рассчитаны? На людей, которые не дружат, извините меня, с мозгами…». Но тут же была проведена весьма тревожная для властной верхушки параллель: «Вот эту массу собирают, как это было в Египте и других странах. А потом, когда их будут десятки тысяч, придут верховоды и поведут».
Ну а главное, силовики получили отмашку вкупе с угрозой, что полетят погоны за попустительство крамоле, подчеркнул в комментарии для Naviny.by политический обозреватель Юрий Дракохруст. «Сегодня они уже не попустительствовали, при том что трактовать прогулки людей по городу как бунт — очевидный абсурд», — отметил наш собеседник.
Уже на момент, когда пишутся эти строки, очевидно, что счет задержанных по стране идет на сотни.
В прошлую среду, 15 июня (кто не в курсе: «молчаливые революции» в Беларуси по средам), повязали тоже немало — правозащитники насчитали около 240 человек. Но практически всех отпустили без составления протоколов. Как будет на сей раз — покажет завтрашний день. Запустят ли конвейер судов? Судя по эскалации жесткости властей — отнюдь не исключено.
А вообще, они, власти, судя по всему, будут практиковать комбинированный подход. Конечно, при сильной угрозе, как показала Площадь 19 декабря, наверху не постесняются пустить в ход палки и прочие спецсредства. Но терпимый для общества лимит репрессий почти выбран, а в протест включаются новые слои.
Властям и хочется (как водится, дать бунтарям по голове) и колется: как бы не перегнуть! Поэтому все активнее громоздят чисто механические помехи. Площади обносятся турникетами, их оккупируют мобилизованные по разнарядке физкультурники, певцы и танцоры, поезда метро не останавливаются на «Октябрьской» и «Купаловской», — короче, пошел в ход давно разработанный арсенал примитивных подножек.
Ну а вообще упор будут делать (и уже делают) на прессинг активистов новой волны через спецслужбы, деканаты и пр. Ведь многие из этих фрондеров учатся: вылетишь, голубчик, пулей из института! Арсенал тоже испытанный. Любому виртуалу в Беларуси элементарно дедовским методом прищемляют пальцы в реале.
«По прошлому опыту можно сказать, что любую инициативу самоорганизации и самовыражения, ставшую более или менее заметной, власть воспринимает как пролог восстания и обходится с ней соответствующим образом», — комментирует Юрий Дракохруст.
Его дополняет Павлюк Быковский: «Невозможность реально собраться на площади, давление по месту учебы и работы, выход из моды, наконец — могут стать причиной отказа многих от участия в акции».
С другой стороны, отмечают обозреватели, если бы 22 июня милиция не вытесняла и не гоняла, то акция в столице, например, уложилась бы в полчаса и выглядела бы компактно. А так ее размазали и в пространстве, и во времени: два часа полгорода стояло на ушах! Ну а хапун лишь обострит отношения с возмущенной Европой, которая и так уже стала давить режим экономически.
Юзеры и пролетарии — термоядерная смесь
Так есть ли шансы у белорусской твиттер-революции, призрак которой так дергает в эти дни высокое начальство?
«Контрольный замер состоится 3 июля», — считает политический аналитик Роман Яковлевский. На этот день самого большого официального праздника с парадом сетевые революционеры наметили свой «парад».
События этого дня, как отметил Яковлевский в комментарии для Naviny.by, покажут, с одной стороны, потенциал нового гражданского протеста, а с другой — степень решимости властей в плане его подавления.
Со своей стороны, Юрий Дракохруст отмечает, что пока не получается координации у разных протестных течений — политических выступлений и социальных волнений.
Он приводит пример: Артем Шарков, лидер «Стоп-бензина» (тех самых автомобилистов, что заставили своей дерзкой акцией в центре столицы снизить цены на топливо), выразил довольно прохладное отношение к идеологии «Революции через социальные сети». И уж тем более далеки от нее всплески спонтанного гнева типа бунта челноков-соляровозов на западных рубежах синеокой республики.
Страх, на который ставят власти, — конечно, сильный фактор. Но Юрий Дракохруст напоминает: во время египетской революции с первого дня протестов были арестованные, избитые и даже убитые. «Однако масштабы протеста нарастали. Как учил мастер революций Ленин, революция для победы должна все время наступать. В противном случае она не побеждает», — резюмирует наш эксперт.
Комментаторы сходятся во мнении, что многое будет зависеть от степени обострения материальных нужд. «Если осенью выйдет на улицы электорат от сохи и от станка, то властям мало не покажется», — уверен Роман Яковлевский.
Короче, для властей наиболее опасно наложение двух волн — вот этого нынешнего идейного протеста интеллектуалов и возмущения того простого люда, с которым режим успешно заигрывал, пока были деньги.
Но деньги кончаются, и когда кончатся совсем, тогда уж точно — game over.