В планах руководства России относительно подготовки ответа на размещение наземных позиций американской ПРО в Восточной Европе белорусскому плацдарму отводится одна из главных ролей.
Высокопоставленные белорусские военные участвовали в международной конференции «Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности» 3-4 мая в Москве. На конференции, которую организовало Министерство обороны России, присутствовало более 200 представителей военных ведомств, специалистов и экспертов из 50 государств, в том числе из 28 стран НАТО.
Теперь уже бывший президент России Дмитрий Медведев обратился к участникам конференции с приветствием, которое зачитал секретарь российского Совета безопасности Николай Патрушев. Медведев предупредил, что «односторонние шаги по развертыванию системы ПРО (...) неизбежно влекут за собой ответные меры», создают предпосылки «для конфронтации и затратной гонки вооружений».
Министр обороны России Анатолий Сердюков, выступая на открытии конференции, признал, что договориться с США по вопросу противоракетной обороны «пока не удается». Более того, «ситуация практически заходит в тупик».
В свою очередь, Патрушев обратил внимание участников конференции на то, что уже к 2020 году европейский эшелон американской ПРО будет иметь возможность перехватывать российские ракеты.
Наиболее развернуто позиция военно-политического руководства России по вопросу развертывания передовых позиций глобальной ПРО США в Европе была представлена в докладе начальника российского генштаба Николая Макарова. Он заявил, что Москва не доверяет Вашингтону в вопросе ПРО и что в течение всего 2011 года ситуация «сужала окно возможностей для достижения компромисса».
По словам генерала Макарова, американские военные продолжают ускоренными темпами совершенствовать информационные и огневые средства этой системы — наращивают радиус их действия, увеличивают скорость ракет-перехватчиков, повышают точность наведения. Тем временем места базирования противоракет приближаются к российским границам.
Это вынуждает Россию разрабатывать варианты ответных действий. В их числе — «оснащение стратегических ракет РВСН и ВМФ новыми высокоэффективными боевыми блоками и комплексами средств преодоления ПРО», сказал начальник генштаба.
Более того, «c учетом дестабилизирующего характера системы ПРО» Россия при необходимости может нанести упреждающий удар по объектам европейской противоракетной обороны. Решение об упреждающем применении средств поражения может быть принято в случае обострения обстановки, заявил генерал Макаров.
Один из возможных вариантов разрушения инфраструктуры ПРО — это, по словам докладчика, «размещение новых ударных вооружений на юге и северо-западе России для огневого поражения комплексов противоракетной обороны, включая развертывание ракетного комплекса «Искандер» в Калининградской области».
Напомню, что впервые на официальном уровне эта идея была озвучена 23 ноября 2011 года в телеобращении тогдашнего президента России Дмитрия Медведева к руководству ведущих стран Запада по поводу размещения на территории Европы и в прилегающих морях передового эшелона американской ПРО.
За несколько дней до этого выступления в ряде СМИ со ссылкой на неназванный военно-дипломатический источник в Москве появились сообщения о том, что руководство России рассматривает возможность размещения оперативно тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер» не только в Калининградской области, но также в Краснодарском крае и Беларуси. Правда, эта информация не получила подтверждения из уст российского руководства.
При этом ряд авторитетных российских политологов и военных экспертов, не связанных обязанностями госслужбы, заявили не только о желательности, но и о высокой вероятности появления российских «Искандеров» в западных регионах Беларуси.
Показательным в этом контексте представляется заявление Александра Лукашенко 23 декабря 2011 года на пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ. Тогда белорусский лидер заявил, что если «надо будет для обороны наших общих интересов, белорусы всегда пойдут на то, чтобы защитить свою страну и своих союзников...».
Отметим, что Государственной программой вооружения белорусской армии до 2015 года уже предусмотрено начало перевооружения 465-й ракетной бригады ракетными комплексами «Искандер-Э» Оно должно завершиться к 2020 году. То есть как раз ко времени полной сдачи в эксплуатацию ЕвроПРО.
Правда, экспортная версия этого ОТРК, которой намечается оснастить 465-ю бригаду, в 1,8 раза уступает по дальности базовой «Искандер-М», производимой Россией для себя. Однако военные эксперты уверены, что в случае обострения ситуации на территорию Беларуси может выдвинуться одна из российских бригад, оснащенных дальнобойным «Искандер-М», формирование которых уже заканчивается в РФ.
Причем, как неоднократно заявлял известный российский военный аналитик Игорь Коротченко, помимо того, что вблизи границ НАТО возможно размещение ракетных комплексов «Искандер-М», на выполнение задач на Европейском театре военных действий (включая нейтрализацию крейсеров ПРО США) могут быть переориентированы и дальние российские бомбардировщики Ту-22М3.
При этом именно территория Беларуси является оптимальным местом базирования ракетных комплексов «Искандер» в случае появления в Польше элементов американской ПРО. Кроме того, наиболее приспособленные для размещения ракетоносцев Ту-22М3 авиабазы с советских времен также находятся в Беларуси.
Еще одним действенным способом нейтрализации противоракетной угрозы для стратегического потенциала России, по мнению военных специалистов, может стать размещение на западных границах Беларуси зенитных систем С-400, технические характеристики которых позволяют сбивать ракеты-перехватчики на начальном участке их траектории. То, что последний вариант технически вполне реализуем, еще год назад автору этих строк подтвердил первый заместитель командующего Космическими войсками России генерал-майор Владимир Деркач.
Таким образом, становится очевидным, что любое обострение конфликта между Россией и США по поводу создания передового эшелона американской ПРО в Европе неизбежно затронет и Беларусь. Косвенно об этом говорит и участие в московской конференции по ПРО высоких военных чинов из Беларуси — начальника Генерального штаба Вооруженных сил — первого заместителя министра обороны генерала-майора Петра Тихоновского, заместителя начальника Генштаба по научной работе генерал-майора Олега Кривоноса и атташе по вопросам обороны Беларуси в России Юрия Бобруйского.
Есть все основания полагать, что проблематика ПРО обсуждалась и на последнем заседании совместной коллегии военных ведомств Беларуси и России, которое состоялось в Минске 18 апреля.