Главное — не кто вместо Лукашенко, а что вместо Лукашенко. С таким ломающим стереотип тезисом выступил лидер кампании «Говори правду» (ГП) Владимир Некляев. Также на пресс-конференции в Минске 27 февраля было заявлено, что ГП берет паузу в переговорах о едином кандидате от оппозиции на президентские выборы 2015 года.
Доселе едва ли не аксиомой считалось, что обыватель первым делом спрашивает: если не Лукашенко, то кто? И потому, мол, надо прежде всего преподносить электоральной массе на блюдечке привлекательную персональную альтернативу, этакого харизматичного Антилукашенко.
«Говори правду» хочет опрокинуть шаблон и выдвигает на первый план формирование простой (шесть-семь пунктов) национальной программы перемен, прежде всего экономических.
Логика такова: режим в экономике поплыл, надо бить его на этом поле, предлагая то, что в рамках выдыхающейся модели Лукашенко сделать невозможно. И потом, за благосостояние обыватель склонен бороться активнее, чем за абстрактные идеалы демократии.
Итак, «Говори правду!» начинает реализовывать стратегию «Гражданский договор о переменах», задача которой — сформировать «повестку перемен, основанную на интересах нового большинства», заявил 27 февраля заместитель председателя ГП Андрей Дмитриев.
Кампания хочет сделать упор на экономические перемены и восстановление справедливости в отношениях между гражданином и государством. Для продвижения своей стратегии ГП собирается активно использовать местные выборы 2014 года. Наготове уже амбициозный лозунг «Захватить местные Советы» (на что остряки тут же реагируют присловьем: съесть-то он съест, да кто ж ему даст!).
И режим не чужд «либеральных гадостей»
Главный вопрос в этом контексте: можно ли победить Лукашенко за счет сильной позитивной альтернативы с упором на экономику?
Политолог Юрий Чаусов в интервью для Naviny.by заострил внимание на том, что правящий режим не является идеологизированным. Поэтому перед его оппонентами встает проблема: альтернативу чему следует выдвигать?
То, что Лукашенко — левый, социалист и т.д., является мифом, считает аналитик. «Нет такой либеральной гадости, которую режим Лукашенко не проделал бы со своим народом», — иронично отмечает Чаусов, напоминая, в частности, кампанию урезания социальных гарантий («отмену льгот», говоря по-народному) в 2007 году.
Иначе говоря, некая единая экономическая альтернатива системе Лукашенко может оказаться искусственной и уязвимой. Недаром оппозицию именуют не «рыночной», а «демократической», замечает собеседник. «Среднему классу следует предлагать именно смену политического режима», — полагает Чаусов. Тогда люди сами смогут избирать тех, кто сможет воплощать во власти их интерес.
У «Говори правду», давно сделавшей ставку на «малые дела», на отстаивание приземленных частных интересов обывателей в их локальных стычках с властями, есть, однако, свои доводы. На пресс-конференции 27 февраля подчеркивалось: по данным НИСЭПИ, «Говори правду» — единственная в стране политическая сила, у которой в 2012 году был рост рейтинга и узнаваемости.
От проблемы единого кандидата не уйти
По утверждению руководства ГП, на президентских выборах 2015 года будут сражаться не люди, а идеи — какой должна быть Беларусь?
И все же от проблемы единого кандидата оппозиции не уйти. Те, кто называет эту схему устаревшей, не могут предложить взамен что-либо внятное.
Тактика же «рассыпанного строя» (мол, чем больше кандидатов, тем лучше, тем шире охват оппозиционным пиаром) дискредитировала себя на выборах-2010. Во многом именно она привела к «многоголовой» (а фактически «безголовой») Площади и последующему разгрому структур оппозиции, третьего сектора.
«Вопросы лидера и системы в переходе от авторитаризма к демократии очень взаимосвязаны», — отметил в комментарии для Naviny.by политолог Павел Усов. По его словам, авторитарный политик не будет способствовать созданию демократической системы, а сама собой она не возникнет. Именно так развивалась ситуация в 1994 году, когда пришел к власти Лукашенко.
«Поэтому эти две важнейшие задачи нужно решать одновременно», — убежден Усов.
Юрий Чаусов придерживается подобного мнения: «Должна быть и персональная, и программная альтернатива, и стратегия, как побеждать».
Но это легко сказать! Собеседник сам перечисляет подводные камни. Идея Площади поблекла, в воздухе висит страх, народ не слишком верит в потенциал оппозиции и понимает, что де-факто выборов нет.
При этом, как ни парадоксально (многие аналитики любят говорить о моменте шатания власти во время электоральных кампаний), «именно во время выборов режим наиболее устойчив», утверждает Чаусов.
Стратегия-2015 в тумане
В этой ситуации лидерам оппозиции важно, по крайней мере, не вызывать раздражения фальшивой патетикой. И с этой точки зрения нарочито приземленные тезисы ГП действительно могут импонировать публике, у которой уже аллергия на баррикадные лозунги.
Вообще же, если снять шелуху публичной риторики, следует признать, что выборы-2015 реальные оппозиционные структуры и лидеры трезво рассматривают через призму элементарного политического выживания, самосохранения.
«Оппозиция на протяжении долгого времени занимается выживанием. Для большинства действующих партий важно сохранить регистрацию или ее получить. Поэтому они не готовы идти на серьезные шаги, которые бы привели к ликвидации организации», — говорит Усов.
Что касается стратегии-2015, то, по словам политолога, без решительных совместных действий на протяжении всего времени до новых президентских выборов повлиять на ситуацию в стране оппоненты режима не смогут.
Прогноз Усова не отличается оптимизмом: «Оппозиция будет ждать, что ей позволит сделать в 2015 году власть. Думаю, большинство действующих оппозиционных организаций и политиков надеются, что кампания 2015 года пройдет в духе 2010-го, но без аналога Площади 19 декабря».
Остается добавить, что Некляев не исключает и бойкота выборов-2015.
У властей преобладает логика дубинки
Аналитики делают вывод: переговоры о едином кандидате на сегодня и впрямь выглядят глухим номером. У разных сил и лидеров слишком разные позиции и преобладают неукрощенные амбиции. Так что с этой точки зрения ГП делает разумный ход, объявляя своего рода «мораторий на единого». Действительно, зачем попусту смешить людей, показывая неспособность договориться?
При этом налицо симптомы, что из кампании 2010 года более-менее серьезные лидеры все же извлекли уроки. Как минимум движение «За свободу», кампания «Говори правду» и Партия БНФ показывают волю к консолидации. Им по силам выдвинуть согласованного кандидата-тяжеловеса (того же Некляева или председателя «За свободу» Александра Милинкевича), с которым будут вынуждены считаться остальные лидеры.
На другом фланге выделяется фигура руководителя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько с его идеей праймериз для определения лидера сторонников перемен. Но праймериз не вызывают никакого энтузиазма у других «тяжеловесов», так что проекту суждено маргинализироваться до предела или вообще тихо завянуть.
В итоге такой россыпи претендентов на президентство, как в 2010-м, скорее всего, не будет. А два-три маргинала в фарватере основной оппозиционной фигуры погоды не сделают. Де-факто можно будет говорить о едином кандидате.
Гораздо сложнее с реалистичной стратегией. Перспективы политизации, а тем более завоевания на свою сторону «нового большинства» у титульной оппозиции пока призрачны.
И потом, даже если некий Антилукашенко нарастит рейтинг, сопоставимый с рейтингом бессменного президента, то наверху, по прогнозам аналитиков, с гораздо большей вероятностью сработает логика дубинки, нежели логика диалога.