Ну и неделька выпала американцам! Не успела обсохнуть кровь на мостовой Бостона, как в Техасе взорвался химический завод. Страшно смотреть на телеэкран, где демонстрируют все, что осталось от городка Вест. Обезумевший аммиак уничтожил и сжег все, что горит, погибло много людей и еще больше находится сейчас в госпиталях, балансируя между жизнью и смертью.
Пока никто не отваживается говорить о причинах пожара, но никто не отрицает, что трагедия Веста пополнит мрачный список крупнейших техногенных катастроф. И основной вопрос, который витает в СМИ и на интернет–площадках, таков:
— Если такая смертоносная катастрофа произошла в США с их высочайшей технологической продвинутостью, то не пришло ли время бить общую тревогу? Расположенные близ городов сложные и взрывоопасные производства стали для человечества миной с часовым механизмом. Массовые жертвы могут появиться в любую секунду и стать реальностью безо всяких войн, без авианосцев и стратегических ракет. Причинами могут быть люди, своими руками создавшие высокотехнологичных монстров, которые, как легендарный Голем, в один миг выйдут из–под человеческого контроля и будут безжалостно уничтожать своих создателей.
Трагедия Веста — последнее техасское предупреждение миру!
Человечество впало в гордыню, легкомысленно полагая, что получило полную власть над технологиями. Это не так. Чем креативнее люди, чем сложнее производства, тем больший риск исходит от прогресса, который почему–то стал восприниматься как само собой разумеющийся процесс. Об опасности высоких технологий нельзя забывать ни на мгновенье, потому что об этом не дадут забыть технологические прорывы. Повсюду: на земле, под водой, в космосе. Понятно, что, когда будут обнародованы исследования причин взрывов в Техасе, на поверку обязательно всплывет так называемый «человеческий фактор». Это может быть надменное игнорирование обязательных инструкций и вполне скучных параграфов, чье–то разгильдяйство; могут рвануть заложенные еще на стадии проектирования базовые ошибки конструкторов, а может причиной вселенского взрыва стать халтурный шов, оставленный на трубе всего лишь нерадивым сварщиком. В генезисе убийства Веста может быть все, включая и террористический акт, но и в этом случае придется говорить не только о чьей–то злой воле, но и чьей–то беспечности.
Мы глубоко и искренне сочувствуем жертвам американской трагедии, но при этом вспоминаем, как хрупок и взаимосвязан мир, как крошечен и подвержен опасностям наш беззаботно плывущий в космосе шарик.
А что же люди?
Профессиональные болтуны, имя которым — легион и которые замечательно устроились в этой жизни, не устают поучать и тыкать своими злыми пальцами в Беларусь — и то не так, и это не эдак. Зато у нас вот вечный праздник жизни! — и мы, только мы знаем, как устроить его и для белорусов...
Не смолкают бесконечная демагогия, разносы и поучения.
Руины Веста говорят:
— Никто в этом мире не застрахован и не обладает панацеей от катастроф...
Через несколько дней мы будем отмечать трагическую дату, связанную с аварией на Чернобыльской АЭС. Та драма далекого уже апреля 1986 года оставила кровоточащий рубец на сердце. Тогда мы сполна познали, что такое техногенная катастрофа, — никому не пожелаем испытать то, что испытали мы. Но философская суть произошедшего в Техасе заключается, по–моему, в том, что все люди, где бы они ни жили, должны вздрогнуть, отрешиться от всего мелкого, сиюминутного и задуматься о главном — ценности человеческой жизни, которая, если вдуматься, действительно является в этой жизни единственно значимой ценностью.
Павел ЯКУБОВИЧ.
Соболезнование
Александр Лукашенко от имени белорусского народа и себя лично выразил соболезнования Президенту Соединенных Штатов Америки Бараку Обаме, а также направил слова поддержки родным и близким погибших и потерпевших.