Глава Минобороны России поставил Александра Лукашенко в неловкое положение, считают некоторые аналитики. Имеется в виду прозвучавшее 23 апреля на встрече с белорусским президентом в Минске заявление Сергея Шойгу о планах разместить к 2015 году на территории Беларуси российский истребительный авиаполк.
При этом некоторые уверены, что обнародование информации о содержании конфиденциальных переговоров на весьма щекотливую тему было санкционировано самим Владимиром Путиным. И имело целью отрезать белорусскому партнеру, известному своей изворотливостью, путь к отступлению от уже достигнутых договоренностей.
Другие же считают, что Шойгу просто проговорился. И объясняют оплошность тем, что он, много лет возглавлявший МЧС, не имеет элементарного опыта в военно-политических делах.
Так это или иначе, но своей неожиданной откровенностью гость, похоже, настолько озадачил обычно словоохотливого хозяина, что тот не смог сделать никаких ответных заявлений на этот счет.
И только несколько дней спустя, очевидно, осознав (явно под влиянием многочисленных критических комментариев в СМИ) вероятные имиджевые потери — как внутри страны, так и за рубежом, белорусский президент попытался смикшировать негативные последствия сенсационных высказываний российского военного министра.
26 апреля, общаясь с прессой в Хойникском районе, Александр Лукашенко заявил, что о размещении российской авиабазы на белорусской территории пока говорить преждевременно. В принципиальном плане речь идет о поставке современных боевых самолетов в белорусские вооруженные силы.
В какой форме это будет сделано, пока не определено: «…База это будет или мы в существующие белорусские части поставим российские самолеты-истребители, этот вопрос обсуждается». Но в любом случае возможные договоренности с Россией в сфере обороны не угрожают независимости Беларуси, подчеркнул Лукашенко.
Между тем источники в Минобороны РФ, на которые ссылается московская газета «Коммерсантъ», утверждают, что насчет авиабазы все уже договорено. И заявления президента Беларуси — это, мол, неуклюжая попытка оправдаться перед внешними силами за нормальное военное сотрудничество двух суверенных стран.
Впрочем, Москва, очевидно, осознав, что своей чрезмерной откровенностью Сергей Шойгу поставил Александра Лукашенко в весьма неловкое положение (и он, не дай бог, действительно дезавуирует достигнутые соглашения), поспешила прийти ему на помощь.
В интервью агентству «Интерфакс-Запад» старший советник посольства РФ в Минске Валерий Бондаренко отметил, что Россия и Беларусь действительно обсуждают возможности укрепления обороноспособности Союзного государства, в том числе и касающиеся поставок белорусским военным российской авиатехники или создания на территории Беларуси российской авиабазы.
«С российской стороны предложена конкретная возможная схема углубления взаимодействия в данном направлении. В какой форме ее можно реализовать, будут решать договаривающиеся стороны, в том числе на самом высоком уровне», — заявил Валерий Бондаренко.
Дипломат не видит «абсолютно никаких противоречий в высказываниях Сергея Шойгу и Александра Лукашенко», так как «речь идет пока лишь об имеющихся возможностях, которые могут быть реализованы при достижении двусторонних договоренностей и подписании соответствующих соглашений».
В свою очередь, независимые аналитики полагают: Россия приложит все усилия, чтобы реализовать планы создания в Беларуси своей авиабазы. Ведь Москва жизненно заинтересована в укреплении своего западного форпоста. С возвратом в президентство Владимира Путина, который категорически не приемлет любой вариант выноса в Европу передовых позиций американской ПРО, наращивание Кремлем мер противодействия ей на западном направлении было вполне прогнозируемым.
Отметим, что одна из последних версий Су-30, которые предполагается разместить в Беларуси, предусматривает возможность интеграции в комплекс бортового вооружения ракет тактического комплекса Club-А c дальностью стрельбы до 300 км. Так что эти самолеты вполне можно будет рассматривать в качестве потенциального средства нейтрализации объектов ЕвроПРО в случае их размещения на территории Польши.
Еще одной важной причиной, которая заставляет Россию идти на усиление своего передового рубежа в Беларуси, является намеченное на 2013 год перебазирование в Польшу многофункциональных истребителей F-16 ВВС США с авиабазы Авиано в Италии.
Принципиальное согласие об этом между президентом США Бараком Обамой и премьер-министром Польши Дональдом Туском было достигнуто в 2011 году. Согласно информации польских СМИ, в соответствии с этой договоренностью часть истребителей F-16 (по некоторым данным, до 40) из состава 31-го крыла ВВС США в Авиано будет передислоцировано на аэродром Ласк в Лодзинском воеводстве.
К тому же польские ВВС и сами располагают значительным количеством таких истребителей. Несколько лет назад Варшавой были закуплены у США 48 F-16 модификации C/D Block 52. Они обладают расширенными возможностями для нанесения ударов по наземным целям и специально предназначены для прорыва насыщенной системы ПВО.
Помимо бомб свободного падения и неуправляемых ракет, для поражения целей на поверхности земли пилоты F-16 могут использовать управляемые ракеты AGM-65 «Мейврик» и тактические крылатые ракеты AGM-158 JASSM с тепловизионной головкой самонаведения. С середины 2008 года на вооружение американских ВВС начал поступать модернизированный в рамках программы JASSM ER вариант этой ракеты — AGM-158В с максимальной дальностью стрельбы до 1300 км.
Как следует из высказываний высокопоставленных российских дипломатов и военных, появление в Польше дополнительного количества потенциальных носителей тактического ядерного оружия станет совершенно новым элементом стратегии продвижения натовской военной инфраструктуры к российским границам. Что предполагает соответствующий ответ. Так что вероятное перебазирование из России в Беларусь многофункциональных боевых самолетов в данном контексте выглядит вполне логичным.
И если уж Москва решила их здесь разместить, то, скорее всего, не станет себя ограничивать себя в средствах для достижения этой цели. Как считают независимые аналитики, это может быть и экономическое, и политическое давление в сочетании со льготами и преференциями.