Итак, решено: российская авиабаза будет размещена в Лиде, на северо-западе Беларуси. Об этом по-хозяйски возвестил 26 июня главком ВВС России Виктор Бондарев. Минск покорно молчит, хотя в апреле Александр Лукашенко пытался дезавуировать первое заявление о будущей базе из уст российского министра обороны Сергея Шойгу.
Белорусский президент смирился? По мнению аналитиков, он и не противился, все было договорено сразу. Шойгу и Бондарев не стали бы вещать без предварительного согласования формата базы с Минском. Апрельский же якобы демарш Лукашенко («это, может быть, несколько прозвучало как база», а на самом деле, мол, добрые россияне, вероятно, просто дадут нам самолетов) был всего лишь попыткой утихомирить негативный внутриполитический резонанс.
Ведь тему российской военно-политической экспансии сразу же оседлала оппозиция, да и простой народ, судя по опросам, не готов бросать в воздух чепчики.
Под носом у литовцев
Тем не менее, процесс пошел. По сведениям источника Naviny.by, до конца этого года в Лиде могут появиться первые пять истребителей Су-27СМ3. Это модернизированная версия известных «сушек», способная, согласно военным источникам, «в качестве многофункционального истребителя эффективно решать ударные задачи с использованием высокоточного оружия класса «воздух — поверхность». То есть не только противостоять вражеской авиации, но и гипотетически наносить удары, скажем, по будущим позициям ЕвроПРО в Польше.
А вообще российский авиаполк (он соберется в Лиде к 2015 году) — это 20-25 машин. Самолеты предполагается перебросить с аэродрома в Крымске (Краснодарский край).
Кстати, помните, там было сильное наводнение в июле прошлого года? Причем СМИ писали, что пострадал и аэродром. Если так, то россияне убивают двух зайцев. В Лиде, где давно базируются штурмовики белорусских ВВС, ничего достраивать не надо, вся инфраструктура в порядке.
Другое дело, что от Лиды до литовской границы рукой подать. В случае гипотетической войны российские самолеты легко уничтожить даже ствольной артиллерией еще на земле. С этой точки зрения лучше было бы разместить базу поглубже.
Есть военные аэродромы в Березе, Росси, Бобруйске, отметил в комментарии для Naviny.by руководитель аналитического проекта Belarus Security BlogАндрей Поротников. Но «туда надо вложиться». Выбор для дислокации готовенького, но теоретически более уязвимого места подчеркивает, что решение носит прежде всего политический характер, считает эксперт.
Сливки с «братства по оружию»
Стоит отметить, что в чисто стратегическом плане у Москвы и Минска есть основания говорить о симметричном ответе. Ведь американцы уже перебрасывают в Польшу из Италии свои F-16, причем аж 48 штук. А небо Балтии давно патрулируют на сменной основе, взлетая с аэродрома в литовском Шяуляе, истребители разных стран НАТО.
Примечательно, что литовские военные комментируют перспективу российской авиабазы у своих границ сдержанно. Представители тамошнего оборонного ведомства высказались так: это не создает дополнительной военной угрозы, но в политическом смысле не является демонстрацией доброй воли со стороны России и Беларуси.
Серьезные аналитики убеждены, что вероятность войны между российско-белорусским альянсом и НАТО стремится к нулю, хотя бы по причине разительной разницы в мощи (догадайтесь с трех раз, в чью пользу). Выдвижение авиаполка в Беларусь — это для Кремля «вопрос статуса, престижа», говорит Поротников. Он отмечает, что поскольку в России сильны антизападные, великодержавные настроения, то такие шаги способны привлекать симпатии «ура-патриотического электората».
Лукашенко же готов приютить российские боевые крылья по предельно приземленным соображениям — чтобы и впредь получать экономические преференции, которых требуется все больше. База обещает хороший удой с Москвы. Дивиденды за ее размещение помогут пополнить кассу перед выборами-2015.
С точки зрения сегодняшнего белорусского руководства все тип-топ: воевать не придется, а снимать сливки с братства по оружию можно всю дорогу.
Привязка к Москве
Так действительно ли российская авиабаза в Лиде несет Беларуси серьезную угрозу в военном и политическом (для суверенитета) плане, как это утверждает оппозиция? Ведь войны с НАТО не будет, а гасить ударами с воздуха маловероятную революцию здесь Москва тоже не станет.
Понятие угрозы в военной сфере не следует воспринимать примитивно, отметил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст. Да, НАТО не собирается нападать ни на Беларусь, ни на Россию. В свою очередь, и Россия не собирается нападать на НАТО. Так что в плоскости намерений никакой угрозы нет, переведи РФ в Беларусь хоть все свои вооруженные силы, говорит эксперт.
«Но вот в смысле потенциалов, — добавляет он, — ситуация иная. Авиабаза означает наращивание потенциала России и ее союзника в приграничной полосе, изменение баланса. Реакция последует уже на это, а не на сказку о том, что Россия собирается на кого-то напасть».
Собеседник заостряет внимание и на том, что впервые с 1991 года на территорию Беларуси вводят не российское военное снаряжение, не военные средства обеспечения, а оружие. «Это означает большую привязку страны к ее союзнику в военном плане», — подчеркивает Дракохруст.
Скрытая угроза
В рамках эпохи Лукашенко эта скрытая политическая угроза может никак не проявиться. Но ведь власть когда-то поменяется. И если смоделировать ситуацию, когда у руля Беларуси оказываются силы, ориентированные не на узкокорпоративные, а национальные интересы (не риторически, но по факту), то «станет очевидной несуразность и абсурдность нахождения здесь иностранной авиабазы», говорит Андрей Поротников.
Минск станет добиваться ее вывода, что «может быть расценено определенными кругами в России как враждебные действия». Это несет угрозу будущему двусторонних отношений, резюмирует аналитик.
Стоит добавить, что гарантии московской подпитки консервируют ситуацию в Беларуси, перечеркивают перспективы реформ. Так что отечественная оппозиция не просто пиарится на теме, а обозначает реальные опасности. Другое дело, что повлиять на процесс оппоненты Лукашенко не могут.
Более того, в данном случае он, возможно, в душе даже благодарен тем за шум. Чем больше кричат, тем больше может запросить у Москвы за ее военный объект тот, кто позиционирует себя как укротитель антироссийской «пятой колонны» в Беларуси.