Профосмотр Беларуси. Бюджетная лихорадка и болезненные иллюзии по спасению системы госуправления. 21.by

Профосмотр Беларуси. Бюджетная лихорадка и болезненные иллюзии по спасению системы госуправления

15.12.2013 17:34 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


«Либеральный клуб» для Naviny.by


Беларусь больна. И это, к сожалению, не новость. Нам кажется, что общественная болезнь постоянно прогрессирует. Речь пока не идет о возможном летальном исходе, но при дальнейшем развитии болезнь может стать хронической, а разрушительные процессы внутри белорусского организма — необратимыми.

Центр аналитических инициатив «Либерального клуба» берет на себя неблагодарную функцию «санитаров леса». Мы еженедельно будем внимательно отслеживать все основные события в области политики, экономики, права, социологии и культуры. И на их основе ставить принципиальный диагноз общественному здоровью страны.

Как и любой профосмотр, «Беларусь: анализы» нацелены на то, чтобы вовремя выявить имеющиеся общественные заболевания и принять необходимые профилактические меры или назначить больному требуемое лечение.

 

Отделение политики 

Анамнез. Неожиданно и даже незаметно для многих в стране прошло, по словам Александра Лукашенко, «главное событие года» – республиканское совещание по решению проблемных вопросов в строительной отрасли и совершенствованию работы с руководящими кадрами. Глава государства искренне признался, что это мероприятие видится ему неким аналогом пленума ЦК КПСС и предложил организовывать такую форму общения президента с чиновниками раз в полгода.

Обычно главные события года, в которых принимает участие Лукашенко, готовятся задолго и с нешуточным пиар-сопровождением. А тут все произошло как-то спонтанно. Предварительно 10 декабря должно было состояться другое совещание: по модернизации предприятий деревообрабатывающей отрасли, на котором президент обещал вынести окончательное решение по профпригодности некоторых высоких должностных лиц, в том числе, первого вице-премьера Владимира Семашко. И только за день до «главного мероприятия года» страна мельком услышала, что планы поменялись. В чем тут дело?

Диагноз. Анализ событий последних месяцев подталкивает к выводу, что Александр Лукашенко отчаянно ищет способ вдохнуть новую жизнь в истощенную систему госуправления Беларуси. Ищет такой способ, который позволит избежать коренных реформ и в то же время преодолеть уже очевидный для всех кризис управляемости.

Очевидным этот кризис, похоже, стал и для самого президента. В первой половине года, когда велась работа по подготовке реформы системы госуправления, Лукашенко как-то признался, что по его поручению был проведен анализ того, как «вертикалью власти» исполняются его поручения. Оказалось, что исполняются очень плохо.

Ну а ноябрьское посещение «Борисовдрева» стало настоящим шоком: год назад президент дал четкие указания, что и как нужно сделать и в какие сроки. Да еще и рассказал, что будет в случае невыполнения этих указаний. И что в итоге? Воз и ныне там.

В поиске ответа на вопрос, что же произошло и почему перестает работать то, что, вроде бы, работало предыдущие два десятилетия, Лукашенко пришел к выводу (или просто решил убедить в этом сограждан), что во всем виноваты кадры. Мол, будь у нас получше чиновничьи кадры и выполняй они все то, чего требует президент, жили бы мы долго и счастливо.

Вот и пытается глава государства найти возможность мобилизовать армию чиновников на выполнение исторической миссии по сохранению доживающей свой век белорусской командно-административной модели управления. Проблема только в том, что, по всей видимости, для этой модели уже пройдена черта невозврата: горбатого, как говорится, только могила исправит.

Лечение. Судьба командно-административных экономик и присущих им волюнтаристских моделей управления всегда примерно одинакова. Поэтому в поисках новых креативных стимулов для нежизнеспособной системы можно сразу же обратиться к другим примерам советского наследия: перестройка, демократия, гласность…

 

Отделение экономики

Анамнез. Парламент Беларуси на этой неделе отличился высокой производительностью: двухтомный бюджет страны на 2014 г. был изучен за два дня, а принят в первом чтении за полтора часа. Судя по всему, после правок Администрации президента обсуждать было нечего.

Диагноз. Проект закона о бюджете, который не так давно уходил в Администрацию на рассмотрение, был достаточно оптимистичен – как в доходной, так и в расходной его частях. Интересен тот факт, что вернулся он наполненный еще большим оптимизмом: расходная часть консолидированного бюджета (республиканский бюджет + местные бюджеты) была пересмотрена в сторону увеличения с Br205 139 млрд. до Br 205 985 млрд. Чтобы не изменить первоначальному плану сформировать бездефицитный бюджет, доходная часть также была пересмотрена в сторону повышения.

Однако в итоговый вариант бюджета была добавлена щепотка реализма, которая, правда, не меняет вкуса. Если раньше планировалось, что Беларусь в следующем году получит доход от экспорта 7 млн. тонн калийных удобрений, то сейчас эта цифра снижена до 6,6 млн. тонн. Маловероятно, что и этот показатель будет достигнут, но все-таки это ближе к тому, чего стоит ожидать. Ведь за 9 месяцев 2013 г. Беларусь экспортировала только 2,7 млн. тонн калийных удобрений. За весь 2012 г. ей удалось продать 3,6 млн. тонн, за 2011 г. — 4,7 млн. тонн.

Еще одним нежданным изменением в бюджете является реверс финансирования внебюджетного Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Если раньше предполагалось, что из республиканского бюджета в 2014 г. в него будет выделено Br1,3 трлн., то после внесенных изменений оказалось, что ФСЗН будет безвозвратно финансировать республиканский бюджет. Министр труда и социальной защиты населения Марианна Щеткина, презентуя бюджет ФСЗН на следующий год, так и сказала: «часть расходов республиканского бюджета финансируется из Фонда, без последующего возмещения».

Таким образом, не все чисто и гладко с финансами в стране. Судя по всему, в следующем году приходится надеяться на внешнюю помощь, которая, кстати, задерживается. Последний транш кредита ЕврАзЭС планируется получить только в январе, а экспортные пошлины, об отмене которых ходатайствовал Лукашенко, придется продолжать перечислять России и в 2014 г. Хотя Россия – как игривая блондинка: сначала внимания не обращает, но если правильно поманить, то она уже готова на многое. У Беларуси есть чем поманить братскую страну, и все знают этот предмет соблазна широкой русской души.

Лечение. Во-первых, пора перестать страдать синдромом чрезмерного оптимизма и начать принимать реальные планы на следующий год. Во-вторых, внешняя поддержка, за которую в любом случае приходится расплачиваться, только расслабляет белорусскую экономику и дает малый эффект для ее развития.


Отделение права

Анамнез. 12 декабря парламент в первом чтении принял законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности, налогообложения и административной ответственности». Документ достаточно неоднозначный. Проект закона предусматривает, в том числе, и введение государственной пошлины за допуск транспортного средства к движению.

Согласно тексту документа, размер пошлины будет зависеть от массы транспортного средства и от того, кто является владельцем: юридическое или физическое лицо. Планируется, что размер госпошлины составит от 3 до 25 базовых величин и будет взиматься при прохождении техосмотра.

Диагноз. То, что власти решились на пусть пока еще не введение, но хотя бы не рассмотрение такой непопулярной меры, как госпошлина на допуск к движению транспортных средств (по сути, это тот же транспортный налог), позволяет сделать несколько выводов.

Во-первых, судя по всему, дела в белорусском государстве идут очень нехорошо, коль власти решились так откровенно залезть электорату в карман. Ведь ранее, как правило, законодатели, подобно Робин Гуду, изымали деньги для бюджета преимущественно у «буржуев» – у бизнеса и предприятий – под видом заботы о народном достоянии. Возможно, по электоральному рейтингу эта мера и не сильно ударит, но точно уж не попадет в копилку достижений президента перед народом.

Во-вторых, подобный законопроект является сигналом, что в поисках средств на поддержание плавучести корабля под названием «белорусская экономика» власти решились на использование внутренних ресурсов. Ведь на ближайшее время это самый вероятный источник поступлений для бюджета страны. Получение кредитов от международных организаций под большим вопросом, а для получения ресурсов от приватизации необходимо для начала ее реально запустить, что является для властей достаточно сложным решением.

Вероятно, введение госпошлины – это очередной эксперимент на реакцию со стороны общественности. Власти долго прощупывали разные возможности: от шизофреничной идеи с взиманием пошлины за выезд из страны до сложнореализуемого налога на тунеядцев. Наиболее простым способом оказался вариант с госпошлиной. Одной из главных проблем в этой ситуации является то, что проследить, как в действительности будут расходоваться средства от взимания госпошлины, практически невозможно – существующая система непрозрачна и закрыта.

Лечение. Конечно, можно было бы написать о том, что такая мера неэффективна, что нужны реальные реформы. Однако все это уже сказано и написано сотни раз – властям просто это не нужно и не интересно. Поэтому пусть в существующей ситуации подобных горьких пилюль в виде непопулярных мер принимается как можно больше. Быть может, от этого страна быстрее станет здоровой.

Отделение социологии 

Анамнез. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты опроса, проведенного в ноябре в 130 различных населенных пунктах Российской Федерации.

Как показало исследование, россияне считают Беларусь самой успешной страной СНГ. Такой ответ дала ровно половина участников опроса. Второе место по «успешности» досталось Казахстану – в его пользу высказались 35% респондентов. Третью строчку заняла Украина – 21%. Для сравнения, в прошлом году аналогичные ответы дали 45%, 33% и 19% опрошенных соответственно.

Но лесть российского народа на этом не заканчивается. В ответах на другие вопросы Беларусь также оказалась на лидирующих позициях. Например, 51% россиян считают нашу страну наиболее надежным партнером России. Казахстану эту роль отводят 37% респондентов, а Украине – и вовсе 18%.

Немного российской любви и внимания перепало и нашему президенту. По данным ВЦИОМ, Александр Лукашенко возглавил рейтинг доверия главам государств СНГ. Ему доверяют аж 41% россиян. Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву – 33%, а главе Украины Виктору Януковичу – только 10%.

Диагноз. Как видно, первая тройка стран СНГ, к которым российские граждане испытывают наибольшую симпатию, остается стабильной – Беларусь, Казахстан, Украина, что вполне отражает вектор интеграционных устремлений Кремля. С Беларусью и Казахстаном Россия строит единый Таможенный союз – что может быть ближе? С Украиной же у российских властей пока ничего не выходит, хотя и очень хочется, поэтому только «бронза».

Уходящий год в белорусско-российских отношениях выдался достаточно мирным. Не было громких скандалов, торговых войн, пропагандистской грязи и прочего, на что вдоволь пришлось насмотреться в период последних президентских выборов. Такое затишье отразилось на настроениях российского народа – рейтинг Беларуси и ее правителя пошел вверх.

Немалую роль в этом, наверное, сыграли бесконечные пресс-туры, организуемые белорусскими властями для представителей российских СМИ. Недаром накормленные и напоенные журналисты из РФ топтали тротуары наших «потемкинских деревень». Теперь в глазах русских наша республика – самая успешная страна Содружества.

Лечение. Для нас, белорусов, которые знают реальную ситуацию в своей стране, ответы российских граждан выглядят немного нелепо. Но, может, и нет ничего плохого в таком легком позитивном имиджевом заблуждении? Лишь бы оно было искренним.

 

Отделение культуры

Анамнез. Принятый парламентом бюджет на 2014 г. принес новости и для сферы культуры. В целом затраты на культуру государство сокращает, а на силовые структуры повышает. Это, в принципе, не удивительно и не ново. Однако изменения по конкретным культурным статьям бюджета позволяют сделать выводы о тенденциях в культурной политике Беларуси.

Говорит о культурной политике и ситуация с музеем Максима Богдановича: власти хотят превратить его в филиал Государственного музея истории белорусской литературы, а независимые культурные деятели выступают категорически против.

Диагноз. В целом расходы на культуру сократились с Br872 млрд. в 2013 г. до Br718 млрд. в 2014 г. (при этом необходимо учитывать курсовую разницу, т.е. в долларовом измерении сокращение расходов еще большее). Однако некоторые культурные программы проходят в бюджете отдельно: так, «Замки Беларуси» сократили с Br2,5 млрд. до Br1,4 млрд., а «Слуцкие пояса» получили Br2 млрд. Но это мелочи на фоне «Дажынак» – им прибавили почти Br80 млрд: бюджет праздника аграриев вырос с Br169 млрд. до Br248 млд.

Что это значит и что из этого получится?

Общее сокращение расходов на культуру – выражение последовательной политики властей по сокращению расходов на непринципиальные (с их точки зрения) отрасли, которые якобы не влияют напрямую на настроения населения и политические факторы (сравните с ростом расходов на КГБ и МВД). Не в такой форме, но об этом, по сути, и говорил Лукашенко в марте на открытии Купаловского театра. При этом, как я тогда подчеркивал, без системных реформ и последовательной либерализации в сфере культуры такое сокращение субсидий не приведет к положительным результатам для культуры.

Программа «Замки Беларуси» – это детище Павла Латушко, бывшего министра культуры, который до сих пор получает официальные выговоры за свою работу в Минкульте. А вот идея «Слуцких поясов» активно продвигалась уже после Латушко и была поддержана Лукашенко (который, правда, судя по некоторым его высказываниям, не очень понял суть слуцких поясов и хочет их возрождать чуть ли не в промышленных масштабах в качестве сувенирной продукции к ЧМ по хоккею-2014). Так что перераспределение денег по этим программам вполне логично в рамках существующей системы.

Ну а увеличение поддержки «Дажынак» вкупе с посягательством на музей Максима Богдановича – это концентрированное выражение культурного уровня тех, кто принимает такие решения.

Лечение. Годовой бюджет принимается парламентом. Но если он не избран народом демократическим путем, то вполне логично, что и обслуживает такой парламент не всегда народные интересы (обратите внимание: в обосновании перераспределения денег между культурными программами – не общественное мнение, а события в чиновничьих кабинетах). Этому пациенту рекомендуется приобщение к культуре и искусству, чтобы у него вырабатывался хороший вкус, позволяющий без комментариев понять, что важнее культуре Беларуси: Богданович или «Дажынки».



 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Незаметно для многих в стране прошло, по словам Александра Лукашенко, «главное событие года» – республиканское совещание по решению проблемных вопросов в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика