Минск, 12 февраля. При согласовании положений договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Беларусь больше всего беспокоит возможность проведения самостоятельной экономической политики. Об этом пишет 12 февраля российская газета "КоммерсантЪ" со ссылкой на попавшую в распоряжение редакции текущую рабочую версию договора.
В частности, по сообщениям издания, Минск не согласен проводить единую политику в сфере санитарных, фитосанитарных и карантинных мер, настаивая на том, что в ЕАЭС она должна быть скоординированной или согласованной, и в целом, скорее, готов согласовывать в ЕАЭС свои действия, но не выполнять общие для всех решения.
Кроме того, белорусская сторона предлагает исключить из компетенции ЕАЭС "формирование единых принципов функционирования экономики" и выступает против идеи "единого рынка транспортных услуг".
Как отмечает "КоммерсантЪ", проект договора о создании ЕАЭС не выглядит чем-то радикально отличающимся от Таможенного союза (ТС). Он дополнен более общими (частично с отсылкой на нормы ВТО) принципами координации внешней торговли, торговли услугами и инвестиционным режимом. Хотя в проекте и упоминается сотрудничество в секторах с преобладающим весом или влиянием государства (образование, наука, культура, здравоохранение, транспорт, госзакупки, сельское хозяйство), он не предполагает какой-либо значимой интеграции в них.
Казахстан, со своей стороны, продолжает настаивать на том, чтобы ЕАЭС был самостоятельным субъектом международного права и смог заключать от своего имени обязательные для своих членов международные договоры.
В целом, отмечает издание, у Казахстана больше претензий к "размытому" по предложениям России статусу ЕАЭС — часть вопросов (например, введение против третьих стран международных санкций в соответствии с уставом ООН) казахстанская сторона предлагает оставить в национальной компетенции, часть — полностью передать руководящим органам ЕАЭС.
Много споров также возникает при обсуждении вариантов валютной политики. Основным, судя по всему, является российский, согласно которому "валютная координация" должна осуществляться по отдельному международному договору единым органом, состоящим из глав нацбанков стран ЕАЭС.
Россия жестко настаивает и на энергетическом суверенитете: все вопросы, прямо не урегулированные договором о ЕАЭС, решаются в рамках национальных законодательств стран ЕАЭС.
Окончательных решений в сфере интеграции электроэнергетики, топливного рынка и газотранспортной системы проект не содержит: все стороны предлагают свои версии.
На удивление мало споров, пишет "КоммерсантЪ", вызвало согласование внутренних субсидий в странах ЕАЭС: стороны склонны согласиться решать все споры в этой сфере в суде союза. Стороны также в целом согласны не либерализовать взаимный доступ на рынки труда в радикально большей степени, чем он открыт сейчас международными договорами.
"Исходя из нынешнего состояния документа, торговля за отдельные сферы регулирования в будущем экономическом союзе будет продолжаться. Большая часть семи десятков статей проекта — общие декларации, отсылающие к будущим приложениям к договору (всего более 30 приложений)", — делает вывод издание.
Согласно утвержденным в 2013 году планам формирования ЕАЭС, к 1 марта 2014 года должен быть разработан список изъятий и ограничений, остающихся в рамках ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП). На май 2014 года запланировано подписание договора о ЕАЭС с тем, чтобы союз мог заработать с 2015 года после ратификации документа национальными парламентами.
Но приложения к договору можно согласовывать, принимать, переделывать и позже, поясняет "КоммерсантЪ".
Минск, 12 февраля. При согласовании положений договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Беларусь больше всего беспокоит возможность проведения...