Как показывают недавние заявления официальных лиц, белорусское руководство сохраняет верность идее «интеграции интеграций», рассматривая ее как в европейском, так и в мировом масштабе. Однако объективных предпосылок для реализации этой мечты не просматривается.
Красивые слова повисают в воздухе
В конце октября Беларусь, председательствующая в органах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), внесла проект резолюции о предоставлении этой организации статуса наблюдателя при Генассамблее ООН.
«Важным шагом на пути к должному международному позиционированию нашего союза, достойному встраиванию ЕАЭС в систему международных организаций» назвал это, выступая перед представителями СМИ по итогам совместного заседания коллегий МИД Беларуси и России в Москве, глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей.
Он также отметил, что еще одним важным направлением совместной работы в контексте ЕАЭС является содействие развитию взаимовыгодного равноправного сотрудничества между этой структурой и Евросоюзом. По словам Макея, для Беларуси это очень важно, потому что она находится на стыке двух крупнейших интеграционных объединений континента, и проблематика сближения двух интеграционных платформ в Европе — это ее естественный интерес.
Вообще говоря, подобная расстановка приоритетов вызывает некоторое недоумение, поскольку, помнится, так называемая «интеграция интеграций» была определена лидерами Беларуси, Казахстана и России в качестве едва ли не главной цели создания ЕАЭС. По сравнению с решением этой задачи обретение некоего эфемерного статуса в ООН выглядит не очень серьезно.
Возможно, впрочем, что здесь просто имела место логика формальных бюрократических приоритетов. Главное же — была подтверждена важность сближения ЕАЭС с объединенной Европой.
Более того, Александр Лукашенко, выступая в сентябре в общей дискуссии 70-й сессии Генассамблеи ООН, предложил воплотить идею интеграции интеграций в мировой экономике для противостояния глобальным экономическим угрозам.
Но красивые лозунги повисают в воздухе по ряду не только временных, но и системных причин.
Показатели ЕАЭС не впечатляют
Прежде всего стоит отметить пробуксовку самой евразийской интеграции, застой в экономиках государств-участников.
Международный валютный фонд прогнозирует нашей стране в нынешнем году сокращение ВВП на 3,6%, в следующем — на 2,2%, а оживление экономической активности на уровне 1,6% должно наступить лишь в 2020-м.
Не намного лучше обстоят в этом плане дела и у партнеров. Так, согласно прогнозу Центробанка РФ, спад ВВП России в 2015 году составит 3,8-4,4%, а рост ожидается только через два года. К аналогичным выводам пришла и Организация экономического сотрудничества и развития.
На этом фоне чуть более прилично выглядит Казахстан, который, по прогнозу МВФ, сохранит рост ВВП. Впрочем, всего на 1,5% по итогам нынешнего года, что по сравнению с прошлогодними 4,3% тоже не слишком впечатляет.
До 2,3% повысил недавно Европейский банк реконструкции и развития прогноз роста ВВП Армении на 2015 год. В Кыргызстане, согласно этому же прогнозу, ВВП вырастет на 5%. Но в абсолютных цифрах показатели новичков ЕАЭС более чем скромны.
Не приносит особых оснований для радости и взаимодействие в рамках ЕАЭС, столь активно декларировавшееся лидерами государств союза. По данным Евразийской экономической комиссии, общее сокращение объемов взаимной торговли в январе-августе по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составило 26%.
В частности, торговля Беларуси с Казахстаном упала на 27%, с Кыргызстаном — на 56%, с Россией — на 28%. Лишь с Арменией товарооборот удалось сохранить почти на прежнем уровне — 95,7%.
Если же принять во внимание, что объем торговли членов ЕАЭС с третьими странами также сократился весьма существенно — более чем не треть, то, вероятно, можно говорить о негативной закономерности.
Москва слишком увязла в конфронтации с Западом
Белорусские власти по привычке ссылаются на глобальный кризис. Между тем МВФ предсказывает рост мирового ВВП в текущем году на 3,1%, в том числе в США — 2,6%, Евросоюзе — 1,6, Китае — 6,4%. Разумеется, эти показатели далеки от желаемых, однако и кризисом это не назовешь.
Понятно, что спад показателей Казахстана и России в весьма значительной степени стал следствием не зависящих от них внешних обстоятельств, главным образом двукратного снижения стоимости нефти. Кроме того, для Москвы немаловажную роль сыграл и субъективный фактор — западные санкции.
Однако даже абсолютно правильное определение причин не меняет того факта, что выбор стратегических партнеров оказался для Минска ошибочным. Закрадываются сомнения в эффективности ЕАЭС и, соответственно, в смысле участия Беларуси в этом проекте Кремля.
В такого рода условиях сохранение надежд на возможное сближение ЕАЭС и ЕС представляется довольно-таки наивным. Даже если рассуждать с чисто экономической точки зрения. И уж тем более оно является совершенно невозможным, когда один из потенциальных участников «интеграции интеграций» — Евросоюз — ввел против России — ядра ЕАЭС — весьма серьезные экономические и политические санкции.
Более того, настоящая зима наступила в отношениях России и Североатлантического альянса. Безусловно, ЕС и НАТО далеко не одно и то же, но все же примерно на две трети состоят из одних и тех же стран. И едва ли в одной организации будут готовиться к вооруженному противостоянию с Россией, а в другой — форсировать экономическое сближение.
Сложно вообразить, что белорусские чиновники не понимают таких очевидных вещей. Поэтому напрашивается предположение, что проявляемый ими оптимизм объясняется исключительно стремлением сделать хорошую мину при неважной игре.