Указ об освобождении от должности заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси по боевому управлению генерал-майора Игоря Глода, подписанный 27 июня Александром Лукашенко, не мог остаться незамеченным. 55-летнего генерал-майора отправили «в запас по возрасту».
Будучи образцовым служакой, генерал-майор Глод (на снимке справа) аккуратно прошел по всем ступеням служебной лестницы и вряд ли мог попасть в опалу.
Возраст не является главным критерием при принятии президентом кадровых решений в Вооруженных силах и силовом блоке в целом. Как тут не привести пример генерал-полковника Леонида Мальцева, которому 1949 год рождения не мешает занимать должность председателя Госпогранкомитета.
Всё по закону
Для прояснения формальной стороны вопроса («рано» или «не рано» это – 55 лет) заглянем в закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе». Согласно статье 58, предельный возраст состояния на военной службе таков:
• для генерал-полковника — 60 лет;
• генерал-лейтенанта, генерал-майора — 55 лет;
• полковника (капитана 1-го ранга) — 50 лет;
• младших и старших офицеров, кроме полковника (капитана 1-го ранга) — 45 лет;
• военнослужащих из числа солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, проходящих военную службу по контракту, — 45 лет.
Согласно апрельскому «пенсионному» указу президента, предельный возраст состояния на военной службе военнослужащих в званиях до подполковника включительно будет повышаться ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на три года в общей сложности.
Однако это вопрос будущего. В законе же четко записано: те, кто достиг предельного возраста состояния на военной службе, подлежат увольнению. При необходимости некоторые с учетом состояния здоровья и с их согласия могут быть оставлены служить на срок до пяти лет, а также повторно на срок до пяти лет.
Решение об оставлении на службе сверх предельного возраста военнослужащих в звании до подполковника включительно принимает министр обороны. Если речь идет о тех, кто в звании полковника и выше, такое решение принимает президент.
Так что с юридической точки зрения решение главы государства уволить генерала Игоря Глода совершенно правомерно.
Вопреки распространенному мнению, требования статьи 58 соблюдаются, начиная с генерал-полковника Александра Чумакова, уволенного со службы в 2001 году, и по отношению к лицам, занимающим должность министра обороны.
Не исключение и генерал-полковник Мальцев, который оставил службу в Вооруженных силах в декабре 2009 года. После чего президент, пользуясь своим законным правом, назначил Мальцева государственным секретарем Совета безопасности.
С 9 по 16 ноября 2012 года Мальцев по совместительству также исполнял обязанности председателя КГБ. А с 2 ноября 2013 года был назначен председателем Госпогранкомитета. Причем в последних двух случаях президент отводил генералу роль кризисного менеджера.
Это, очевидно, и является главной причиной, почему Мальцева оставили на службе. Но в декабре 2019 года для него истекает второй пятилетний срок ее возможного продления, и с большой долей вероятности можно предположить, что после этой даты генерал уйдет на заслуженный отдых.
Все вышеизложенное позволяет считать служебную карьеру Мальцева скорее исключением, чем правилом. Поэтому предположения, почему Лукашенко не сделал исключения для Глода, являются, на мой взгляд, спекулятивными. Во всяком случае, можно говорить достаточно уверенно, что тот, будучи образцовым служакой, который не хватал звезд с неба, но аккуратно прошел по всем ступеням служебной лестницы, вряд ли мог попасть в опалу.
Возможно, причина непродления контракта с ним — в состоянии здоровья, а может — в том, что его служебный потенциал перестал отвечать современным вызовам. Ведь характер сегодняшних войн и вооруженных конфликтов иной, чем был еще десять лет назад. И приводить Вооруженные силы в соответствие с требованиями новой военной доктрины государства (а 30 июня ее одобрил уже и Совет Республики) суждено людям другой формации.
Армию затачивают под гибридную войну
«Войны уже не объявляются, а начавшись, — идут не по привычному шаблону. Опыт современных военных конфликтов показывает, что вполне благополучное государство за считанные месяцы и даже дни может превратиться в арену ожесточенной вооруженной борьбы, стать жертвой иностранной интервенции, погрузиться в пучину хаоса, гуманитарной катастрофы и гражданской войны», — заявил Лукашенко, выступая 19 февраля перед командным составом Вооруженных сил.
И хотя глава государства не обозначил напрямую источники опасности для нашего государства, многие эксперты высказали уверенность, что тревожный тон его высказываний навеян событиями в Украине.
Еще в 2004 году по заказу НАТО было проведено исследование Multiple Futures, задачей которого было получить представление о том, чего в ближайшем будущем можно ожидать в сфере международной безопасности. Один из выводов заключался в том, что страны, оказавшиеся на линии соприкосновения геополитических платформ (Беларусь, как и Украина, в числе таких стран), лишены возможности самостоятельного выбора своей судьбы: зажатые между сферами влияния (российской и западной), они находятся в зоне потенциальных конфликтов.
Было спрогнозировано, что уже в недалеком будущем Европу ждут вооруженные конфликты по линии соприкосновения геополитических платформ. Причем способы ведения военных действий будут отличны от тех, что имели место в прошлом, и скорее всего примут форму гибридной войны (hybrid warfare).
Определяя содержание этого термина, генерал-майор в отставке Франк ван Каппен (в прошлом советник по безопасности при ООН и НАТО) отметил: «Государство, которое ведет гибридную войну, совершает сделку с негосударственными исполнителями-боевиками, группами местного населения, организациями, связь с которыми формально полностью отрицается».
Подобного развития событий опасаются не только потенциальные противники России, но и ее нынешние союзники. Последние тоже стали задумываться о средствах и способах нейтрализации гибридных угроз. Беларусь, в частности, надеется использовать уже созданные силы специальных операций, дооснастив их современным вооружением и военной техникой.
Особенно нужны современные средства разведки (включая беспилотники), новейшие бронированные средства подвижности, более эффективные средства огневого поражения. Важно также модернизировать парк боевых вертолетов, приобрести многоцелевые авиакомплексы для контрпартизанских действий.
Концептуальной основой противодействия гибридным способам ведения войны как раз и должна стать новая редакция военной доктрины Республики Беларусь.
Соответственно, наша армия нуждается в офицерах и генералах, которые понимают передовые тенденции в развитии военной науки и способны привести оборонный механизм государства в соответствии с ними. Так что ротация военных кадров продолжится и, вероятно, даже ускорится.