Сегодня порядка 93–95% граждан Беларуси получают сведения по широкому спектру общественно-политических проблем благодаря голубому экрану. Причем технически способы получения телевизионных сообщений заметно различаются.
О чем свидетельствуют ответы респондентов на вопрос «Каким способом Вы принимаете телеканалы у себя дома?» (см. рис.). Являясь ведущим СМИ, обладая огромным количеством каналов, телевидение тем самым формирует зрителя, более требовательного к качеству, содержанию и разнообразию передач. Ранее господствующее эфирное телевидение заметно уступает свои позиции (с 58% пользователей в марте текущего года до 45% в сентябре). На сегодняшний день относительное большинство (46%) телезрителей республики принимают телепередачи посредством кабельного телевидения. И практически каждый пятый респондент (19%) принимает программы голубого экрана через спутниковую антенну (в марте было 14%). Кабельное телевидение, обеспечивающее лучшее качество передач («картинку»), явно наступает, но еще не достигло 50-процентного охвата зрителей. Спутниковое телевидение привлекает зрителя, по-видимому, как хорошим качеством изображения, так и разнообразием содержания передач. То есть количеством и качеством передаваемого материала. Каждый вид телевидения отличается своей аудиторией – совокупностью представителей различных социально-демографических слоев белорусского общества. Так, среди зрителей эфирного телевидения заметно преобладают женщины (58%), люди 40 лет и старше (64%). Каждый третий – гражданин с базовым образованием (31%). Более половины пользователей эфирного телевидения (55%) – жители села. Среди пользователей кабельного телевидения активнее представлены мужчины, люди 18–39 лет (51%), лица со средним и выше уровнем образования (85%). В подавляющем большинстве это граждане, проживающие в Минске, областных центрах и средних городах республики (74%). Мужчины преобладают среди поклонников передач спутникового телевидения (57%). Более половины пользователей этого телевидения – люди в возрасте 25–49 лет (63%), а также лица со средним и выше уровнем образования (92%). География распространения спутникового телевидения – г.Минск, малые города страны и село (76%). То есть, у эфирного телевидения, кроме конкурента в лице кабельного телевидения, формируется новый конкурент – спутниковое телевидение, особенно на селе. Которое, безусловно, станет конкурентом и кабельному телевидению. Впрочем, учитывая стабильность потребностей телезрителей в телепередачах, можно предположить, что отношение зрителей к эфирному, кабельному или спутниковому телевидению будет в конечном счете зависеть от содержательных элементов передаваемой информации. Особенно при распространении цифрового телевидения.
Примечание. * Социологическое исследование проведено с 13 по 27 марта 2009 года социологическим центром ООО «Зеркало-Инфо». Метод опроса – интервьюирование-анкетирование жителей Республики Беларусь 18 лет и старше. По пропорционально-квотной выборке опрошено около полутора тысяч респондентов. Контролируемые параметры: область проживания, тип населенного пункта, пол, возраст, образование. Ошибка репрезентативности не превышает 3%. ** Социологическое исследование проведено с 3 по 16 сентября 2009 года. Метод опроса – интервьюирование-анкетирование жителей Республики Беларусь 18 лет и старше. По пропорционально-квотной выборке опрошено около полутора тысяч (1514) респондентов. Контролируемые параметры: область проживания, тип населенного пункта, пол, возраст, образование. Ошибка репрезентативности не превышает 2%.
Сегодня порядка 93–95% граждан Беларуси получают сведения по широкому спектру общественно-политических проблем благодаря голубому экрану. Причем технически способы получения телевизионных сообщений за