Belarus Fashion Week, которая завершилась на днях в Минске, принесла сразу два открытия. Первое: белорусские дизайнеры делают интересную одежду из льна, и ее можно носить. Второе: посмотреть на эту одежду приехал Юрий Кот — пожалуй, единственный белорусский дизайнер, которому удалось открыть собственный Модный дом во Франции. «Белорусские новости» побывали на закрытом VIP-показе его коллекции.
Общаться с Юрием Кот на редкость приятно; его истинно французская учтивость и спокойная мудрость не дают заподозрить в нем белорусские корни. Тем не менее, после двадцати лет жизни во Франции у Юрия по-прежнему белорусское гражданство, и он считает, что это хорошо: «Можно жить в любой стране мира, — объясняет он, улыбаясь немного грустно. — Но чувствовать, что ты принадлежишь только одной».
Юрий говорит, что не собирался уезжать за границу, он и в Минске хорошо жил и прекрасно работал как портной Дома моделей (нынче Белорусский Центр моды). Как это обычно бывает, все решил случай; в 86-м году он шьет концертные костюмы для первого большого сольника Лаймы Вайкуле в концертном зале «Россия», и во время работы с Лаймой встречает «кое-кого» (подробности своей личной жизни Юрий старательно скрывает) и с этим «кое-кем» в 88-м году уезжает во Францию. «Страшно ли было уезжать? — Юрий задумывается. — Это как прыгать с парашютом — прыгнул и не знаешь, куда летишь и где приземлишься». — «И когда Вы приземлились…» — «Я начал работать. Я человек, который работает всю жизнь. Я очень люблю свою профессию, моя жизнь — это работа. Настоящий дизайнер всегда в работе, он не может уделять много времени своей семье — это очень сложно, к сожалению…»
Сегодня модельер живет там же, где и «приземлился» более двадцати лет назад — в прекрасной южной Тулузе, неофициальной стильной столице Франции. Марка Youri KOT хорошо известна на французском fashion-рынке, он желанный гость российских модных показов и по-прежнему в хороших отношениях с Лаймой Вайкуле. Иногда навещает родителей, которые живут в Беларуси.
На Белорусской Неделе моды Кот показал только небольшой фрагмент своей осенне-зимней коллекции 2009/2010; привезти всю коллекцию невозможно, говорит модельер, она слишком большая. Но Кот доволен: в первый и в последний раз он показывал свою одежду в Минске в 95-м году, тогда он привез в белорусскую столицу около 150 моделей. Вспоминает, время тогда было шаткое, непонятное, было очень сложно работать. Но сейчас, кажется, все по-другому: «Буквально в конце октября я вернулся из Екатеринбурга, где проходил фестиваль искусства и моды, посвященный столетию «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Был Вячеслав Зайцев, который открывал показ, я его закрывал… Нам было очень интересно посмотреть, что происходит в России. Это было folie! («сумасшествие» по-русски. — «Белорусские новости») Дойти до такого, так выстроить модели под музыку Дягилева начала века — это какое-то безумие! И вот я приехал в Минск, и увидел не менее интересные работы…»
Больше всего дизайнера заинтересовал белорусский лен — он уверен, что его можно хорошо продавать за границей. Два года назад Кот сам сделал коллекцию свадебных платьев из льна (правда, французского, хорошего качества), и она очень хорошо продавалась, потому что это было необычно. Модельер отмечает, что качество белорусского льна в этом году заметно улучшилось, а белорусские дизайнеры научились работать на уровне европейских. В Беларуси очень хорошо развит текстиль, есть льняное производство, шерстяное — не хватает шелка, но его можно купить. Есть кожа, мех — все можно отыграть и отработать, рассуждает дизайнер. Можно прекрасно работать в Беларуси, выезжать со своими коллекциями, показывать и продавать их. Не хватает только хорошего маркетинга: «Очень жаль, что люди не знают, что происходит в Беларуси. Это потому, что нет популяризации. Мне правда очень жаль, потому что есть много талантливых людей, но у них нет возможности выйти на поверхность. Лично мне было очень интересно вернуться в Беларусь и показать, что я делаю».
Дизайнер намекнул, что этот интерес взаимный: сейчас ведутся переговоры с Белорусским Центром моды о совместном выпуске коллекции. Кот говорит, что возможности для этого есть, и ему интересен лен и очень интересно работать на белорусском рынке, несмотря на то, что у французов немножко другое понятие о моде: «Я думаю, что Беларусь будет потихоньку выходить за рамки своих границ, и все это будет нужно. Это непросто — сделать так, чтобы все заработало. Когда живешь в стране, кажется, что ничего не происходит и не меняется. На самом деле — нет, Беларусь прогрессирует, и так оно и должно быть. Беларусь находится в центре Европы, она должна прогрессировать, другого выхода нет. Ни у кого, кстати».