Андрей Мартынюк: В хобби главное, чтобы семья тебя поддерживала. 21.by

Андрей Мартынюк: В хобби главное, чтобы семья тебя поддерживала

23.11.2009 11:18 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"Часы - это очень простая конструкция для воспроизведения", - считает Андрей Мартынюк, деревянных дел мастер. Тем не менее даже такая простая конструкция, целиком выполненная из дерева, вызывает восхищение. О часах и музыкальных инструментах, о хитростях мастерства и о том, почему увлечение столярными работами не приносит доход, мастер рассказал в студии TUT.BY.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Вы – создатель уникальных деревянных часов, в которых нет ни одной металлической детали. Что для вас значит работа с деревом?


Заниматься деревом я начал достаточно давно. Дерево – благодатный, теплый, мягкий материал, в изделиях из которого чувствуется душа.

По образованию я инженер, с детства люблю рисовать. Все это и любовь к дереву вылилось в такое увлечение – создание механики в дереве.

Один мой знакомый столяр сказал, что деревянные часы – это верх совершенства столярных дел мастера, поэтому давно хотелось создать часы полностью из этого материала.

А что было по пути к деревянным часам?

По пути было много всего. Но даже сейчас, когда я сделал порядка двадцати деревянных часов, я не могу сказать, что горжусь собой: посчитать гордостью уже готовый предмет – это значит остановиться. А останавливаться не хочется. К тому же каждый новый экземпляр часов отличается от предыдущих, совершенствуется, меняется механизм и дизайн, поэтому, я думаю, самое лучшее еще впереди.

Как действуют часы, в которых нет ни одной металлической детали? Не сбоят?

Нет, работают они нормально. Деревянные часы – это обычные механические часы, в конструкции которых за последние триста лет не было изобретено ничего нового. Принцип работы деревянного механизма ничем не отличается от принципа работы обыкновенного стандартного металлического механизма. Однако нужно учитывать мягкость материала, из которого часы сделаны, и менять размер зубцов, шаг шестерен, чтобы часы были долговечными.

С другой стороны, дерево обладает намного более низким коэффициентом теплового расширения, чем металл, поэтому при изменении теплового режима металлические часы будут сбоить больше, чем деревянные. На дерево очень сильно влияет и влажность помещения, поэтому деревянные детали должны быть тщательно обработаны и пропитаны специальным составом.

Сколько времени уходит на создание одних часов?

Первые часы я делал почти три года, но столько времени потребовалось потому, что пришлось изобрести несколько велосипедов. Копирование металлических часов в деревянном варианте не оказалось успешным, потому что профиль металлических шестерен рассчитан именно на металл.

Кроме того, были проблемы с оборудованием. Для точной разметки шестерен нужны специальные станки, которых у меня на тот момент не было. Поэтому я изготавливал круг, по периметру которого крепил рулетку, и по ее делениям изготавливал шестеренку.

Во времена развала СССР, когда у нас стали очень быстро и решительно разрушать военную технику, случайно на рынке мне удалось найти лимб от артиллерийского прицела. С помощью небольшой доработки у меня появилось приспособление, которое позволяло заготовку разбить на необходимое количество зубцов.

Потом на блошином рынке я нашел делительную головку от заводского зубонарезного станка. На ее основе я сделал станок, на котором работать с шестеренками стало легче и качественнее.

Благодаря всем этим наработкам время изготовления часов уменьшилось до трех месяцев. Но это только изготовление: дизайн обычно вынашивается очень долго, потому что повторять одно и то же неинтересно и всегда хочется сделать что-то новенькое. Поиски в дизайне, в конструкции и устройстве часов занимают обычно очень много времени – от полугода и больше. Над некоторыми часами думаю уже пять лет.

Что можно сделать более ценное со столярной точки зрения, или часы - это действительно предел совершенства?

В принципе, часы – это довольно простой механизм, поэтому восторги по поводу создания деревянных часов меня немного удивляют. Сами часы состоят из восьми шестеренок, которые нужно более-менее качественно сделать, собрать и отрегулировать. Нет абсолютно ничего сложного. Например, механизм боя по конструкции гораздо сложнее механизма хода: там больше шестерен, сложнее механизм запуска, механизм, который издает звук. Поэтому работа над механизмом боя занимает гораздо больше времени, хотя бой считается маленьким довеском к часам.

Есть еще более сложная конструкция, над которой я думаю, но реализовать возьмусь, наверное, только под заказ – это астрариум, или орери – часы с отображением Солнечной системы. Там будут Солнце, Земля, Луна, зодиакальные созвездия, календарь на год с фазами Луны. Этот механизм в чертежах существует у меня уже давно, есть интересные наметки по дизайну, но это очень большая работа, поэтому оторвать столько времени от семьи, к сожалению, не получается.

Вы говорите, что для исполнения такой сложной работы требуется спонсор или заказчик. А вообще вы часы на заказ делаете, или как душа потребует?

Я продаю свои часы за абсолютно условную, чисто символическую цену: то время и труд, который я затрачиваю на них, и те деньги, которые за часы получаю, нельзя сопоставить. Я делаю часы для людей и всегда радуюсь, когда их кто-нибудь забирает. Значит, часы будут кому-то доставлять удовольствие, кто-то будет восхищаться ими или радоваться. В любом случае, часы должны жить своей жизнью: завесить весь дом своими изделиями и любоваться ими с утра до вечера – это ступор. Поэтому когда мое изделие уходит, у меня сразу появляется творческий зуд, хочется сделать что-то новое, на то место, которое освободилось на стене, повесить другие часы другой конструкции.

Для вас создание деревянных часов - это хобби или все же профессиональная работа?

Это однозначно хобби. За пятнадцать лет, которые я занимаюсь часами, я продал восемь экземпляров часов по средней стоимости четыреста долларов за каждый. Двести долларов в год – это не та зарплата, о которой стоит мечтать.

Я отдаю многие часы в качестве подарка близким, друзьям, знакомым. Поэтому часы для меня – это хобби.

А работаете вы кем, если не получается зарабатывать часами?

По образованию я инженер электросвязи, но сейчас работаю в небольшой газовой фирме прорабом, занимаюсь электротехникой.

Кроме того, имею самое непосредственное отношение к музыке. Моя жена преподает скрипку в детской музыкальной школе, старший сын учится в училище им. Глинки на эстрадном отделении, младший – в музыкальной школе по классу скрипки. Несколько лет назад сын попросил у меня электрогитару, которые стоили приличные деньги в музыкальном магазине. Я попробовал сделать музыкальный инструмент самостоятельно. Первая электрогитара получилась не очень удачной, но вторая уже была достаточно качественной. На ней сын закончил два курса училища.

Я так думаю, что электрогитары - это только начало вашего музыкального пути. Какие еще инструменты вы сделали своими руками?


Так как жена преподает скрипку в музыкальной школе, возникла идея попробовать создать электроскрипку: я люблю классический рок и музыку на электронных инструментах.

При создании электроскрипки пришлось много экспериментировать, искать различные конструктивные возможности изготовления звукоснимателей, потому что электроскрипки, которые были доступны в магазине, имели ужасный пластмассовый звук. Скрипки с хорошим звучанием были недоступны по цене.

Первую электроскрипку я начал делать, копируя основу с акустической скрипки: гриф и нижняя дека делается из клена, верхняя дека – из тонкослойной ели. Такой вариант в электроскрипке дал очень много высоких тонов, и она получилась довольно писклявая. Я нашел возможность сделать самодельные звукосниматели на основе пьезо-элементов, ель заменил красным деревом, им же частично заменил корпус, оставил кленовый гриф. Этот комплект получился очень приятным по звучанию – звук был бархатным и мягким.

Это была первая скрипка, после которой возникла идея сделать ансамбль. В течение года я сделал пять электроскрипок, гитару ритм-соло, бас-гитару, электровиолончель. Ударную установку купили подержанную, нашли хорошие клавиши. Комплект получился приличным. Играем мы джаз Глена Миллера, весь классический рок-н-ролл, Элвиса Пресли, Битлз, Rolling Stones, Deep Purple, все вплоть до Metallica, Muse, Radiohead.

Дорогое это удовольствие - увлечение столярными работами?

Дорогое. Самое дорогое в этом всем – отношение семьи к твоим увлечениям. Если отец семейства в течение двух-трех месяцев постоянно находится дома и упорно делает какую-то ерунду, которая не приносит денег в дом, и семья при этом нормально ко всему относится – это самое главное, самое основное. Без поддержки жены и детей ничего бы не было.

Всякое ли белорусское дерево подходит для ваших работ? Трудно найти подходящие материалы?


Трудно. Белорусский клен слишком мягкий: например, сделанный из него гриф электрогитары через полгода свернулся в пропеллер. Лучше всего для столярных работ подходит альпийский клен, который растет на бедных почвах и имеет прочную структуру. Все лучшие инструменты делаются из альпийского клена.

До развала СССР я иногда ездил на Кавказ и привозил чурки самшита, которым в некоторых кавказских деревнях топили печки. Это дерево обладает высокой прочностью, поэтому я использовал его для изготовления деталей часов.

Сейчас уже появился рынок, и в Минске на заказ могут привезти любую древесину любых экзотических пород. Из экзотических пород я в основном использую черное и красное дерево.

Хватает ли инструментов для реализации всех ваших задумок?

Да, конечно. Сейчас можно купить любой инструмент. Часть инструментов я по привычке изготавливаю сам конкретно под себя.

Приезжают ли к вам люди, которые хотят научиться вашему мастерству? Всех принимаете?

Иногда приезжают, и принимаю всех. Недавно приезжал человек с Украины специально поучиться делать часы.

Конкуренции не боитесь?

Нет, что вы! Конкуренции не боюсь, а только приветствую: чем больше людей будет этим заниматься, тем интереснее и разнообразнее будет мир. Я же этим деньги не зарабатываю – какая тут конкуренция.

Я не считаю себя уникальным: до меня была династия Бронниковых, три поколения которой делали деревянные часы. Много мастеров есть и в Европе и Америке, которые и сейчас делают часы из дерева. Кое с кем я познакомился по интернету, и мы обмениваемся опытом. Все, кто этим занимается, не зарабатывают часами, а относятся к ним как к хобби.

Какой минимальный набор инструментов нужно иметь под рукой для того, чтобы начать заниматься столярным искусством?

Нужно иметь небольшой токарный станок, приспособление для того, чтобы разделить заготовку шестеренки на нужное количество зубцов, набор резцов, лобзик, терпение и фантазию.

В таком механизме, как часы, нет ни одной детали, которой не нужно было бы уделять большое количество времени. Поэтому должно быть упорство, внимательность, скрупулезность и терпение для создания таких часов, которые будут идти хорошо, долго и качественно. Механизм должен быть идеальным, иначе часы не будут часами.

Фото Андрея Мартынюка


































 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Часы - это очень простая конструкция для воспроизведения", - считает Андрей Мартынюк, деревянных дел мастер. Тем не менее даже такая простая конструкция, целиком выполненная из дерева, вызывает восхищение. О часах и музыкальных инструментах, о хитростях мастерства и о том, почему увлечение столярными работами не приносит доход, мастер рассказал в студии TUT.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика