Байнев: Рыночная экономика – это будто коммунизм. 21.by

Байнев: Рыночная экономика – это будто коммунизм

27.11.2009 21:39 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Еврорадио побеседовало с руководителем исследовательской группы доктором экономических наук и профессором БГУ Валерием Байнёвым.

Еврорадио: Откуда вообще появилась идея и необходимость в разработке критериев нравственности экономики?

Валерий Байнёв: Дело в том, что сегодняшняя экономическая система, которая доминирует в мире, в последнее время всё меньше и меньше соответствует именно критериям нравственности. К счастью, одной из наиболее нравственных экономик пока что на планете, наверно, является наша белорусская экономика. И это очень просто доказать с помощью наших критериев!

- А что это за критерии?

- Во-первых, это расширенное воспроизводство нации, когда количественно и качественно нация прогрессирует. А уж с этой, с экономической точки зрения, прогресс нации связан с инвестициями именно в человеческий капитал и инвестициями в активы родного Отечества. И чем они выше, тем, соответственно, больше условий для расширенного воспроизводства нации.

В Беларуси ведётся разработка Нравственного Кодекса. И идёт разработка под моим руководством критериев нравственности экономики. Мы сделаем предложения вот в этот самый Нравственный кодекс. Предложения это очевидные. Во-первых, это библейские заповеди: "Не укради", "Не убий", "Не прелюбодействуй", "Не гордись", "Не злись" и т.д. Но мы предлагаем в качестве одного из главных пунктов то, что и чиновник, и бизнесмен - у них нет моральных оснований демонстрировать уровень жизни выше того, который демонстрирует средний соотечественник.

- То есть, согласно Вашим предложениям, коттеджи чиновников под столичной кольцевой и часы главы государства за 11 тысяч долларов должны быть конфискованы?

- Понимаю, конечно, что некоторым там хотелось бы, чтобы высшие должностные лица влачили достойное жалости существование, но это как-то несерьёзно. Я думаю, что эти коттеджи не только чиновникам принадлежат - я уверен, что есть там и рабочие. И гляньте, как, например, в агрогородках сегодня живут сельские работники - я думаю, никак не хуже!

- На Ваш взгляд, почему произошёл провал "белорусского экономического чуда"? Из-за повышения цен на российские энергоресурсы или были какие-то другие причины?

- Против нас работает целая система - я назвал её системой неоколонизации. Против нас - имеется в виду не только Беларусь, но и страны бывшего СССР и так далее. И эта система работает разрушительно по трём основным направлениям. Во-первых, в мировоззренческой сфере происходит подмена ценностей. То есть наши восточнославянские ценности заменяются на так называемые общечеловеческие ценности, которые нас разобщают - это права, свободы. И, соответственно, провоцируется борьба нас друг с другом за эти права и свободы. Во-вторых, происходит разрушение государства - планомерное, целенаправленное - в рамках этой системы неоколонизации. И, в третьих, происходит разрушение экономики. При этом в основании этого разрушения лежат либерально-рыночные реформы и монетарные факторы эксплуатации. То есть технологически развитые страны, используя эту систему, целенаправленно способствуют разрушению нашего мировоззрения, нашей государственности и нашей экономики. И вот улучшение экономической ситуации, например, в России, Украине, Беларуси и других странах ЕврАзЭС и СНГ - оно связано с тем, насколько эффективно мы сможем противодействовать вот этим воздействиям в рамках этой системы неоколонизации.

- Так что получается? В Вашей экономической модели Вы предлагаете отказаться от рыночных реформ?

- Как учёный я должен Вам сказать, что рыночная экономика - это будто коммунизм, это мечта, которая никогда не воплотится в жизнь. Потому что в рыночной экономике предполагается, что на рынке встречаются продавец и покупатель. И они сами всё решают. Но! Где государство? Поэтому чисто рыночная экономика - это утопия. И отказаться от утопии - это нормальное явление. Разговор же ведётся о социально-ориентированной рыночной экономике - той, которая регулируется государством. И регулируется достаточно активно. Вот я за такую рыночную экономику!

***

Справка. Валерий Байнёв, профессор, доктор экономических наук. Родился 4 апреля 1966 года в городе Балхаш Казахской ССР. Русский. В 1992 году закончил факультет промышленной электроники Мордовского государственного университета (город Саранск, Россия). В 1995 году в Нижегородском государственном техническом университете защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую проблемам управления электротехническими комплексами и системами. В период с 1998 по 2000 гг. обучался на очной докторантуре Санкт-Петербургского государственного университета, где защитил докторскую диссертацию, посвящённую проблемам научно-технического прогресса в экономике.

С 2000 года постоянно живёт в Беларуси. Сегодня работает профессором кафедры менеджмента, является заместителем декана экономического факультета БГУ. В 2004 году получил от Высшей аттестационной комиссии степень профессора по специальности "Экономика". Осуществлял научное руководство в ряде образовательных и антикризисных государственных программ, среди них "Национальная экономика и стратегия развития" (2000-2005) и "Экономика и общество" (2006-2010 гг.).

Автор более 160 научных и учебно-методических работ, в том числе трёх монографий.

В свободное время пишет стихи.

***

Еврорадио обратилось за комментарием к независимому эксперту, руководителю Научно-исследовательского центра Мизеса экономисту Ярославу Романчуку. Он категоричен в своих суждениях: проект "нравственной экономики" Валерия Байнёва не только не имеет никаких серьёзных экономических обоснований, но и противоречит национальным интересам и христианским ценностям.

Романчук утверждает, что Байнёв, хотя и ссылается всё время на русское православие, библейским заповедям противоречит.

Ярослав Романчук: "В конце концов, ещё один принцип экономической политики это - "Доверяй человеку, а не государству". В ситуации кризиса, когда государство показало уже, что оно не является эффективным инвестором, собственником активов, нужно довериться людям. И люди значительно быстрее вытянут нашу страну из кризиса. Также "Не пожелай вещей других" является безусловным нравственным выводом рыночной экономики, западной морали. Именно эта основа должна быть основой новой Беларуси. Таким образом, Байнёв призывает будто бы к православным ценностям, а в действительности, по сути, он призывает к той системе, которая сотнями тысяч дискриминировала права верующих только за то, что они верили в Бога".

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пока президенты договариваются о таможенных тарифах, ученые БГУ ведут разработку критериев оценки нравственности экономики (включая таможенное пространство). Авторы исследования советуют отказаться от рыночных реформ, жалуются на войну против восточнославянской цивилизации и призывают обратиться к Библии. Особо экстравагантен в своих рассуждениях руководитель исследователей профессор Байнев.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика