Советские утренники с их неизменным союзом снежинок и зайчиков остались только на черно–белых фотографиях...
– Эй, не халтурь, давай–ка змейкой беги! — подгонял меня первоклассник, когда я в костюме снеговика на новогоднем «корпоративе» школьников наматывала с детьми десятый круг, изображая праздничный локомотив. В этом костюме я начала «таять» уже через десять минут энергичных движений под «модный танец арам–сам–сам» — это вам не танец утят возле елки танцевать.
Советские утренники с их неизменным союзом снежинок и зайчиков остались только на черно–белых фотографиях. Ни тебе самодельных маскарадных костюмов, ни бумажных фонариков, ни гирлянд, ни добровольно–принудительных хороводов, ни расписанных смесью зубной пасты и гуаши окон, ни елки с ватным снегом... Старый антураж утренников исчез безвозвратно. Даже Снегурочка не везде присутствует. Единственное, что осталось от прежних новогодних праздников, так это Дед Мороз. В качестве раздатчика подарков. Ему уже и стихи никто не читает, и песни не поет. Он больше для красоты, как и елка. А основные герои — Шрэк, Гарри Поттер, пираты, мультгерои из «Мадагаскара», ростовые куклы...
Дед Мороз и компания
— Кем бы я могла быть в вашем спектакле? — интересуюсь у арт–директора частного театрального агентства Ольги Головчик.
— Хотите Снегурочкой? — с ходу отдает мне «главного» новогоднего персонажа Ольга. — Как раз костюм свободен. Мы ее в сценарий не включили, как–то поднадоела она нам...
— Нет, уж лучше снеговиком, и то оригинальнее!
На представлении для 1 — 4–х классов принцесса каталась на роликах, ее возлюбленный читал рэп, лешие танцевали брейк–данс. А в конце на сцене появились 6 цирковых собак в тигриных костюмах, так что даже некоторые родители ахнули: «А почему без сетки?!» На «сладком» столе — гамбургеры, картофель фри и пирожное «Картошка». После спектакля — дискотека, во время которой учителя с родителями спокойно отдыхали за столиками и попивали шампанское: детей развлекали артисты.
Семнадцать героев тем временем переводили дух в гримерке после часового представления. Царь прикорнул на лавочке, лешие легли прямо на полу. На дискотеку решили выходить по очереди: танцевать 8 часов подряд никаких сил не хватит. А школьные автобусы подъезжали каждые два часа. И 120 новых маленьких зрителей со свежими силами атаковали Деда Мороза и Ко...
В советское время все взрослые театры обязывали иметь в репертуаре детские утренники. Чаще всего это была халтура и актеры играли без особого энтузиазма (особенно если в трехсотый раз и особенно 1 января). Нынче разве что самый ленивый не использует возможность подработать на школьных новогодних вечеринках. Говорят, даже в ущерб основной работе в театре, прогуливая репетиции или тратя на это свой отпуск.
Школа с ее традиционной елкой тоже не выдержала конкуренции с частными фирмами, которые за 30 — 40 тысяч рублей с ребенка готовы стандартный утренник превратить в шоу, мюзикл или цирковое представление в самом крутом столичном клубе, с доставкой туда и обратно. Сегодня даже первоклассники Новый год отмечают в ресторане. Билеты на эти шоу бронируют еще в сентябре! Так активно ни в один театр не ходят, хотя билеты на детский спектакль в 3 — 5 раз дешевле. Иногда это уже традиция — учителя последние лет пять возят учеников в один и тот же ресторан. Неудивительно, что потом, в выпускном классе, их так сложно удержать в школе.
«Мы не экономим»
— Удовольствие ведь не из дешевых. Как вам удается распродать билеты? — выпытываю профессиональные секреты у арт–директора.
— Сейчас, после 10 лет работы, легко, — не смутилась Ольга. — Сложно подготовить для них такую программу, чтобы они пришли в следующий раз. Мы три месяца готовили этот утренник: писали сценарий, репетировали, записывали видеоролик, фонограммы, шили костюмы. А это дорогое удовольствие. Один Дед Мороз одет на 2 миллиона рублей. Потапу — возлюбленному Варвары — костюм в рэперских магазинах выбирали. Сапоги для королевы в прокате не нашли — пришлось в бутике покупать за 400 тысяч рублей и еще «бриллианты» на них клеить. Хотя можно было чешки обуть: под платьем все равно не видно. Но я даже перстни для королевы по торговым центрам бегала искала. Потому что детей нужно удивлять! А переодевшись в затасканный халат Деда Мороза, сделать это очень сложно. Они должны верить, что это настоящая королева и настоящий Дед Мороз! И ведь верят. Злой королеве вчера чуть не разорвали платье. К слову, вот эта избушка — ростовая кукла — появляется в спектакле всего–то на две минуты, а стоит 800 тысяч рублей. Или снеговик, которого актеры лепят из трех шаров, — нам его бутафоры в Русском театре за 400 тысяч сделали — ведь можно было и без него обойтись. Мы не экономим на детских утренниках. Поэтому к нам даже в субботу к 9 утра приезжают... И на будущий декабрь еще в этом году места забронированы.
Плохо это или хорошо, что детскими утренниками занялись профессиональные актеры и клоуны? Такими темпами скоро и дошколят будут централизованно вывозить на утренники в рестораны.
— Оно и к лучшему, — не разделил моей иронии директор театра «Карабас» Игорь Селецкий, — потому что из–за этих самодеятельных утренников в детских садах и школах дети перестали верить в чудо. Сегодня даже 5–летние малыши относятся к Деду Морозу, как к переодетому дяденьке или даже тетеньке, что еще хуже. Чтобы заинтересовать современных школьников, им нужно предложить настоящее шоу. Хотя и тут можно натолкнуться на непрофессионалов, которые просто хотят заработать на празднике. Я уже сталкивался с тем, что под нашими афишами предлагают услуги совершенно неизвестные мне люди.
У «Карабаса» в этом году тоже аншлаг. Школьники едут даже из Гатово, Дружного, Заславля, Дзержинска, Фаниполя. Продано порядка 5 тысяч билетов. Сценарий тот же: представление — угощение — дискотека. Правда, вместо сказки — шоу по мотивам фильма «Ночь в музее», где оживает Майкл Джексон, куклы–марионетки «Битлз», нечистая сила плюс современные танцы, песни, тектоник и прочие модные штучки, интересные ученикам 5 — 7–х классов.
Конечно, это профессионально, качественно и красиво. И все организаторы детских праздников убеждены, что школьникам нужен именно такой утренник, а не самодеятельность в актовом зале. Не спорю, шоу впечатляет и завораживает. Но школьники превратились из зайчиков и снежинок в пассивных зрителей. Даже если специально выучили стишок, Дед Мороз все равно не попросит его рассказать. Дети не поют, не играют ролей, не танцуют. А ведь в таком возрасте они любят быть главными героями! И пока я в маскарадном костюме прыгала на дискотеке, то и дело ловила на себе выжидающие взгляды детворы: потанцуй со мной, снеговик!
Компетентно
Александра Вьюнова, директор минской гимназии № 74:
«Мы не можем запретить школьникам ездить на такие вечеринки, тем более это решение родителей. Но школа просто обязана предложить свою альтернативу. У нас проводятся утренники в самых разных формах. Вчера, например, два восьмых класса устроили мини–спектакль, в котором дети играли вместе с родителями. Проводили мы и новогодний вечер с участием учеников, который устраивали на профессиональном уровне в качестве подарка два наших выпускника: один сейчас учится на режиссера, другой — на актера. Кроме того, у нас два профессиональных школьных театра. Конечно, выездные утренники — это самый простой вариант как для родителей, так и для учителей. Но дорогой и часто непрофессиональный, а сюжет не всегда поучительный и нравственный. К тому же иногда обслуживающий персонал клубов просто не готов к приему детей. Некоторые считают, что они два часа будут сидеть и получать эстетическое удовольствие. А дети начинают бегать, кричать, баловаться...»