В соответствии с концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси до 2015 года обслуживание жилфонда предусматривается проводить на конкурсной основе.
«Сегодня проведена работа по всей нормативной базе. Предусмотрено разделение функций организаций, эксплуатирующих жилфонд, путем создания расчетно-справочных центров, назначение уполномоченных в тех домовладениях, где собственники не определились с формой управления», — заявил во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТАпервый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Ляпунов.
Однако, по мнению специалистов, в создавшихся условиях демонополизация системы ЖКХ невозможна. Более того, предпринимаемые государством шаги лишь усиливают положение монополистов.
Попытки реформировать систему ЖКХ в части развития конкуренции в управлении жилым фондом пока тщетны. На долю государственных УП ЖЭУ сегодня приходится около 101,6 млн. кв. метров жилья или 92,4% всего жилого фонда. На этом фоне ЖСК, на которые приходится 3,9 млн. кв. метров (3,5%) и товарищества собственников (3,3 млн. кв.метров или 3,2%) просто меркнут. Предпосылок же для изменения ситуации, за исключением периодических заявлений со стороны представителей Министерства ЖКХ, нет.
«Для большинства жильцов сегодня существует всего одна управляющая компания — это ЖЭС, — отмечает главный инженер столичного товарищества собственников «Очаг» Геннадий Каленов. — О какой конкуренции может идти речь?»
По словам специалиста, в целях усиления конкуренции государству необходимо создавать условия для развития частных управляющих компаний. За последние три года в России число частных управляющих компаний выросло на 60%. В Беларуси за этот же период частные управляющие компании так и не вышли за рамки менее 1% в общей доле обслуживающих организаций. Более того, отечественные ЧУК, в отличие от российских, убыточны.
«Они управляют ограниченным числом домов и просто присматриваются к рынку. Их деятельность убыточна, и ни о каком расширении они не думают», — подчеркивает Каленов.
«Сегодня себестоимость техобслуживания в Минске — 1000 рублей за квадратный метр, но тариф для населения установлен в размере 296 рублей. Частная управляющая компания собирает эти 296 рублей и получает с каждого метра убытки в 700 рублей, которые ей никто не компенсирует».
По мнению Каленова, показателем наличия конкуренции станет свободное формирование тарифов. «Если государство перестанет дотировать население и покрывать затраты за оказанные жилищно-коммунальные услуги, если формирование тарифов будет свободным, это изменит ситуацию. Как только появится возможность зарабатывать на управлении жилым фондом, количество таких компаний будет расти. В этот сектор пойдут и иностранные инвестиции».
Совершенствовать жилищно-коммунальное хозяйства надо по немецким стандартам, убежден специалист. «В Германии муниципалитет не вмешивается в деятельность совместных домовладений, частных управляющих компаний, а также в политику установления тарифов на ЖКУ. Это запрещено Конституцией».
По его словам, каждая крупная управляющая компания имеет ряд дочерних компаний, занимающихся своей деятельностью, например, управлением студенческими общежитиями, возвратом долгов. Компании имеют в составе учебные центры и формируют кадры для работы в системе.
В Беларуси тоже собираются уделить пристальное внимание повышению квалификации кадров, занимающихся управлением жилого фонда. В частности, вновь избранные председатели правлений товариществ собственников (ТС) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) обязаны будут проходить специальное обучение с последующим повышением квалификации не реже одного раза в пять лет. Это предусмотрено проектом указа президента об упорядочении деятельности ТС и ЖСК.
Вместе с тем, документом предусмотрено ограничение самостоятельности ТС и ЖСК и усиление контроля за их деятельностью со стороны местных исполкомов. Это связано с тем, что далеко не все принимаемые товариществами собственников и организациями застройщиков решения соответствуют законодательству.
По мнению Каленова, это приведет к усилению монопольного положения государства в сфере управления ЖКХ. «Административными методами нельзя реформировать систему ЖКХ. Претензии к ТС и ЖСК в некоторой степени обоснованы, однако причины имеющихся нарушений — низкая квалификация руководителей, слабая информированность населения о сути ТС и ЖСК, об их не только социальных, но и экономических преимуществах».
По словам Каленова, одним из преимуществ является возможность эффективного решения вопроса о капитальном ремонте жилых домов. Тем более что депутаты Палаты представителей заявили о намерениях вернуться к обсуждению законопроекта «О предоставлении льготных кредитов на капитальный ремонт, тепловую модернизацию, реконструкцию жилых домов».
В соответствии с проектом, заемщиками средств могут выступать юридические лица, например, товарищества собственников, жилищно-эксплутационная организация. Проектом предусматривается выделение кредита на 20 лет под 3% годовых. Для погашения кредита предполагается использовать в том числе и средства, которые граждане, начиная с 1999 года, ежемесячно отчисляли на капремонт. Система такого кредитования опробована в Германии и в некоторых странах Восточной Европы. Однако проект закона, по имеющейся информации, не прошел согласование в Минфине.
По мнению Каленова, если документ в итоге будет не только рассмотрен, но и принят, это станет основанием для массового создания ТС в домах старой застройки.