Еврокомиссия одобрила выращивание генетически модифицированного картофеля и кукурузы. Означает ли это, что такие продукты в скором времени появятся и в белорусских магазинах?
Еврокомиссия дала зеленый свет выращиванию генетически модифицированного картофеля «амфлора» с повышенным содержанием в крахмале амилопектина. Также была одобрена продажа трех видов генно-модифицированной кукурузы сорта «монсанто». При этом страны ЕС получили право самостоятельно решать, хотят ли они выращивать продукты с измененной генетической структурой.
Картофель «амфлора» разработан только для промышленных нужд, может использоваться как животный корм или при изготовлении бумаги, в которой используется крахмал. Ожидается, что уже этой весной его начнут выращивать в Германии и Чехии, а затем в Нидерландах и Швеции. Кукуруза сорта «MON 810» фирмы «Монсанто» была одобрена еще в 1998 году и выращивается в Испании, Португалии, Румынии, Словакии и Чехии. Еврокомиссия разрешила только распространение, но не выращивание еще трех видов трансгенной кукурузы.
Заместитель директора по научной работе Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси Валентина Лемеш рассказала «Белорусским новостям», что нашим покупателям опасаться европейского трансгенного картофеля не стоит: «Ни одна страна не пустит в продажу генетически модифицированный продукт без проверки на своих полях. Тем более, в данном случае речь идет о странах, где велико влияние зеленых и других экологических организаций».
При этом В.Лемеш подчеркнула, что фирма «Монсанто» является мировым лидером биотехнологии растений, основной продукцией которой являются генетически модифицированные семена кукурузы, сои, хлопка, а также самый распространенный в мире гербицид «Раундап».
Посевные площади под генетически измененные культуры постоянно растут. В 2008 году в мире такими культурами было занято 125 млн. га (для сравнения, площадь Беларусь около 21 млн. га). Ученые считают, что у трансгенных растений большие перспективы.
По словам Валентины Лемеш, основной на сегодня трансгенный продукт — соя. Всего в мире зарегистрировано более 20 культур с генно-модифицированной составляющей: картофель, кукуруза, кабачки, папайя и ряд других.
Генная инженерия используется для создания новых сортов растений, которые устойчивы к неблагоприятным условиям среды и вредителям, а также обладают лучшими ростовыми и вкусовыми качествами, содержат повышенные количества незаменимых аминокислот и витаминов.
Тем не менее, по информации Национального координационного центра биобезопасности, в настоящее время в Беларуси генно-измененные организмы (ГИО) не используются в хозяйственной деятельности, хотя научная работа в этом направлении ведется. Так, в 1999-2001 годах проходило испытание генно-измененной сахарной свеклы сорта Edda, с 1996 года проводятся испытания генетически модифицированных видов картофеля.
В частности, как рассказала Валентина Лемеш, сегодня в нашей стране ведутся работы по получению вида картофеля, устойчивого к колорадскому жуку. «Однако речь идет только о научных изысканиях, а не о выведении сорта для промышленного использования. Чтобы та или иная культура попала в ранг сорта, необходимы долгие годы работы, исследований и испытаний», — сказала она.
Изменение какого-то одного гена, отвечающего, например, за восприятие колорадского жука — это целая история, длящаяся более десяти лет и требующая использования дорогостоящих технологий. Даже если сорт уже создан, необходим длительный период испытаний, включающего в себя оценку его влияния на окружающую среду, здоровье людей и другое.
Возвращаясь к решению Еврокомиссии, заметим, что оно давалось нелегко. Принятие решение неоднократно откладывалось из-за многочисленных проверок безопасности генетически модифицированных продуктов для здоровья человека и животных. И даже одобрив это решение, Еврокомиссия установила ряд ограничений. Так, клубни генетически модифицированного картофеля должны вручную отсортировываться от клубней картофеля, предназначенного для пищи людей и на корм скоту; генный картофель будет поставляться только на специализированные предприятия.
Европейское управление по безопасности продуктов питания в 2008 году почти оправдало генетически модифицированные продукты и приняло на этот счет специальное постановление. До того, еще в 1999 году, семь стран Евросоюза наложили запрет на использование и продажу трансгенной продукции. Тогда США, основной поставщик ГМ-технологий, пригрозили Европе торговыми санкциями, и в 2003 году Европарламент отменил запрет, однако обязал маркировать товары, в составе которых есть хотя бы 0,9% ГМО. При этом у каждой страны ЕС осталось право вводить запрет на тот или иной вид трансгена.
Госстандартом и Минздравом Беларуси утвержден список продуктов, которые подлежат обязательному контролю на содержание генно-измененных элементов. В список попали продукты, в состав которых входит соя и кукуруза. Ежегодно лаборатории Минздрава исследуют порядка 2,5-3 тысяч проб различных продуктов. Как правило, около 1,5% исследованных продуктов содержат генно-модифицированные составляющие.
По белорусскому законодательству, продавец обязан довести до сведения потребителей информацию о содержании генетически модифицированных составляющих, указав ее на ценниках или другими способами — с использованием этикеток, стикеров, постеров.
Таким образом, покупателям предоставляет право самостоятельно решать, употреблять или нет генетически модифицированные продукты.