«Паклонніца, паклонніца — маёй любві бяссоніца, хай гэты вальс успомніцца, як добры сон!» — вот так красиво написал Леонид Прончак. А что думают о поклонниках белорусские артисты, и как публика относится к «звездам?
В Болгарии Наталью Тамело сопровождал паж
— Думаю, что мои поклонники — люди интеллигентные, — уверена Наталья Тамело, солистка Государственного концертного оркестра Республики Беларусь. — Разные интересные случаи были. Как-то завязали со мной переписку два парня — Саша и Ваня. Мило общались, потом они начали расспрашивать о других белорусских артистах. Вот тут я насторожилась: что за шпионы? Позвонила одному из них. Трубку не снял, но и переписка прекратилась. Наверное, ребята испугались :)
Забавно, когда люди подходят на улице, в магазине, чаще говорят что-нибудь приятное. А одна женщина сделала «комплимент», когда я отрастила волосы: «У вас раньше была такая аккуратненькая прическа, а теперь — какая-то лохматая».
В метро подошел молодой человек и говорит: «А я был на вашем концерте, очень понравилось». Спрашиваю, на каком именно концерте. Он отвечает, мол, в местах не столь отдаленных. Песня везде помогает людям жить…
Когда бываю за границей, то думаю: здесь-то нас точно никто не знает. Но вот отдыхала в Болгарии, а гид сказал, что меня ожидает в холле молодой человек. Оказалось, студент консерватории. Мы здорово общались в основном на профессиональные темы, он меня везде сопровождал — такой юный паж.
Случаются и не очень приятные истории. Например, звонят и дышат в трубку. А еще хуже — ближе к ночи начинают кукарекать по телефону.
Много пишут на сайте. И хорошего, и плохого. На последнее не обижаюсь. Конечно, если кто-то просто злобствует — неприятно, а вот критика полезна — она стимулирует лучше работать. Понимаю, что публичный человек, и артист в частности, должен быть готов не только к розам от поклонников, но и к шипам от недоброжелателей.
А расписываться как «Нэнси» или как «Харли»?
— Когда снимал квартиру на улице Брилевской, мне казалось, что никто не знает, где я живу. И вот однажды возвращаюсь домой, и вижу: весь подъезд расписан лозунгами типа «Харли» — супер», «Харли» — круто», — вспоминает Евгений Чалышев, композитор и певец. — Хорошо, когда есть поклонники. Жаль, что я не смог пригласить их помочь отмыть мне эти надписи.
Как-то приехали в Москву, прямо на Белорусском вокзале подходит мужчина и говорит: «Здравствуйте, мы вас знаем, вы группа — «Нэнси». Дайте автограф».
«А расписываться как «Нэнси» или как «Харли», — спросил я. После подсказки признал в нас «Харли».
На днях вот дядечка уже в возрасте и слегка нетрезв, увидев меня, воскликнул: «От этот ж Женя Чалышев». Потом хорошенько присмотрелся, говорит: «А может и не Женя — вас же там в телевизоре грымуюць».
А вообще у нас если есть поклонники, то это очень интеллигентные люди. Но если честно, то не такие мы большие звезды, чтобы при виде нас трепетали…
Галина Шишкова вышла замуж за боксера
— Лет 10 назад, когда я еще жила в Гродно, к нам в студию молодые поэты приносили свои стихи. Все они волновались: выберут ли их стихи для песни, — рассказывает певица Галина Шишкова. — И один поэт, помню, лет ему под 40 тогда было, невысокого роста, забросал нас стихами. Очень эмоционально воспринимал происходящее, даже плакал.
А потом нашел номер моего телефона и начал звонить. Говорил, найдет меня, словит, остановит… Переезд в Минск не спас меня от его внимания, звонки продолжались. Однажды я сняла трубку и сказала: «Галя вышла замуж за боксера и уехала в Америку, а это ее сестра». Но уловка мало помогла. Меня уже показывали по телевизору, и было ясно, что никуда я не уезжала. Тогда он нашел телефон моей мамы и начал ее доставать: «Я хочу петь, хочу такой микрофон как у Гали, пусть она станет моим спонсором и купит мне микрофон». Мама даже пыталась объяснить, что у меня нет своего микрофона, но бесполезно. К счастью, уже года полтора этот поклонник меня не беспокоит.
Конечно, иногда и не совсем адекватные люди обращают внимание на артистов, и как им кажется, становятся нашими поклонниками. Я на таких стараюсь реагировать спокойно, чтобы не страдала моя психика и чтобы их не разозлить.
К публике я отношусь с большим уважением и считаю, что артист должен уметь находить общий язык с любым человеком. Приятно, что поклонники создали фан-клуб, значит, им нравится мое творчество.
Жора Волчек занял гражданскую оборону
— Не люблю навязчивых поклонников, не нравится, когда нагло домогаются, — откровенничает Георгий Волчек, артист театра и кино, пародист, шоумен. — Приезжаешь на гастроли, спрашивают: у вас есть дети? Когда повторно выступаю в каком-то городе, отвечаю: может, и есть. Какой-нибудь инженер, возможно, имеет интрижки с сотней женщин, но никому это не интересно, а вот у публичного человека почему-то появляются внебрачные дети от женщин, с которыми он даже знаком не был.
Пугают меня поклонницы, заявляющие: «Да я тебя всю жизнь искала». Тут надо занимать гражданскую оборону. Думаешь: слава богу, что не переспал с ней один раз, а то уже бы троих детей родила. Такие иногда звонят и дышат в трубку. Страшно.
Однажды прихожу домой, в дверях — цветы, как в венках на похороны. Хорошо, что траурной ленточки не было. Выкинул я тот букет. Кто-то написал на двери в тамбуре: «Все равно ты будешь моим». Если б не был публичным человеком, так бы не охотились.
Как-то сломалась машина. Я не брезгую общественным транспортом, еду в метро. И вдруг ребенок на весь вагон как завопит: «Мама, мой любимый дядя артист». Ощущение, будто ведро гвоздей на меня высыпали. Начались расспросы: действительно артист или не артист… Не нравится мне такое внимание.
Не люблю фамильярности, бывает, ужинаешь в ресторане, а к тебе подходят, предлагают выпить, «тыкают» — это отвратительно.
Вот в деревне осталось чувство уважения к артисту. Там после выступления «поляну» накроют, душевно можно посидеть, поговорить. В городе в гримерке и чаю может не быть, а после концерта скажут: ну, вы тут быстрее уезжайте, мы скоро закрываемся.
Я вот себе недавно хуторок для отдыха купил. Жители ближайшей деревни очень хорошо ко мне относятся, если что надо по хозяйству, всегда помогут. Я, конечно, заплачу за работу. Но вот уважение к артисту чувствуется, и это приятно аж до слез.
Твои драные джинсы…
— Когда мне исполнилось 15 лет, развелись родители, — рассказывает бывшая минчанка Анна. — Они меня и до развода и после разрывали на части, настолько у них были разные взгляды на мое воспитание. Мама с 12 лет ставила меня на каблуки, наряжала, а папа кричал, что я это еще успею. Мама уверяла, что для женщины главное быть красивой и выйти замуж за богатого. Папа считал, что женщина должна иметь образование, профессию и тогда ей не надо будет «держаться за мужа» ради денег и статуса. Наверное, папа прав: мама очень красивая женщина, но была дважды замужем и всегда со скандалом разводилась, а романы у нее какие-то тоже нервные.
Я страдала от каблуков, каких-то взрослых одежек… Мне подружки завидовали: мама сама учила меня пользоваться косметикой, а некоторым из них мамы не разрешали краситься. А я терла глаза — они мне чесались…
Музыку моя мама слушала… такую женско-слезливую. А я как-то услышала Диану Аребенину. Мне понравилось! Мама в шоке, папа — хвалит. Потом я узнала, что она из Беларуси, восхищалась ее успешной карьерой. И с тех пор боролась с мамой с помощью своего кумира. Приношу ей газету, а там напечатано, сколько Диана заработала за год денег. Говорю: «Мамочка, вот видишь, можно быть богатой и без твоих дурацких макияжей». Папа-то дарил мне нормальную одежду: джинсы, курточки, кроссовки. Вот в них я и ходила, забросив к черту каблуки и всякие «глумурненькие» тряпки. А после университета решила уехать из Беларуси и подальше от мамы. Конечно, папа помогал, пока искала работу: платил за аренду квартиры и просто давал денег на жизнь. Но вот я уже пять лет живу и работаю в Питере, вышла замуж. Хожу по-прежнему в джинсах и без макияжа. К счастью, мой муж не парится по этому поводу и тоже предпочитает демократичный стиль одежды. Впрочем, если выход в свет, то можем и блеснуть… Диану Арбенину по-прежнему считаю своим кумиром и радуюсь любым ее успехам.
Артист — тот, кто собирает на свой концерт зал
— Кумиры… ой, не знаю, что сказать. Вот я люблю интересное кино, хорошие песни. Ну и артистов, конечно, они же все это создают, — делится 46-летняя Ирина Ивановна. — А что любит моя 20-летняя дочка? Она любит всю шелуху вокруг артистов. Посмотрит какую-либо передачу по телевизору или полистает журнал и начинает ныть, почему, мол, родители имеют только 8-летний фольксваген? А почему не покупают ей брендовые шмотки, как у какой-то там артистки. Почему не едем два раза в год отдыхать за границу, как опять-таки кто-то из «звезд»? Так «звезда» под фонограмму повеселит людей на нескольких корпоративах и уже сможет машину купить. А мы с мужем каждый день ходим на работу и никаких фонограмм, все по-настоящему. У меня — пищевое производство и огромная ответственность, он тоже начальник, но почти весь день проводит на объекте в спецовке, каске, сапогах.
Разве может простой человек равняться на «звезд»? Вот решили мы обновить технику на кухне, пришли на фирму выбирать. А нам — каталог с фотками: вот это на кухне у такого-то, а это — у такой-то звездульки. Ну, мы-то не дураки, понимаем: в цену товара заложена «звездная» реклама. Купили все в интернет-магазине, чтоб не переплачивать.
Ну, я не знаю, почему так. В мои 20 лет мы ничего не знали об артистах: какие у них машины, какие дома и с кем они спят, но это не мешало любить их творчество. А сейчас-то и творчества гораздо меньше, чем артистов. Я как сужу? Вот у нас на заводе каждые два месяца продают билеты на концерты и в театры, да еще половину стоимости профсоюз дотирует. Так вот критерий простой: артист — тот, кто собирает на свой концерт хотя бы зал «Минск». И что-то я на афишах не вижу фамилий многих артистов, которые красуются на обложках журналов и сидят в жюри разных конкурсов.
Мне нравится передача «Своя музыка», особенно сейчас, когда обсуждают темы. В этой передаче я знаю кто такие Анатолий Ярмоленко, Валерий Дайнеко и Александр Тиханович — это артисты. Или вот Владимир Ухтинский — выступал у нас на заводе и будь здоров как завел зал. А кто там те, что только одну-две песни спели, зато всех критикуют? Нравится журналист Сергей Малиновский — всегда говорит по делу. А если в передаче принимает участие Элеонора Езерская — это праздник. Я вот помню ее «Музыкальный салон». Она так рассказывала про симфонии и оперы, что хотелось их послушать.
Есть несколько хороших телепередач, но не всегда можно выкроить время, чтобы посмотреть их, особенно утром и днем. А газеты могут и месяц ждать, пока найду время почитать, и вот в них-то, по-моему, не хватает таких публикаций, чтоб учили понимать искусство, рассказывали о творчестве, а не о том, что каких-то красивых, но безголосых девчат содержат богатые мужчины. Моя дочка и ее подружки обсуждали этот рассказ неделю и все думали, где найти таких спонсоров. Прочитали, что в Москве богатенькие предпочитают дизайнеров и писательниц в качестве жен. Моя уже просится на курсы дизайна, а ее подруга вроде на кастинг какой-то ходила.
В общем, в мои времена на артистов смотрели действительно как на кумиров, цветы им дарили. А теперь… настоящих артистов, наверное, не больше чем при советской власти было, зато много просто каких-то «раскрученных» людей, страдающих «звездной» болезнью и заражающих этой хваробой неокрепшие юные умы.
Таланты и… журналисты
Каждый раз, когда пишу об артистах, вспоминаю сарказм коллеги Василия Семашко: опять бесплатную рекламу делаешь. Так вот, в этом материале должна была быть реклама другой певицы. Взяла я телефонный справочник шоу-биза и позвонила ей по указанному номеру. Трубку сняла директор. Уточнила тему материала и попросила позвонить завтра. Слово сдержала — выдала мне телефоны певицы и сказала, в котором часу ее можно побеспокоить. Звоню. Артистка вроде в курсе происходящего, но просит позвонить через час. После этого дня три трубку не снимала. Потом откликнулась, но была в роуминге, а «это дорого, позвоните в четверг». В четверг, как и в пятницу, трубки аж двух телефонов не снимались. Звоню директору, она очень удивляется. «Вы не думайте, мы не выделываемся, она действительно занята», — говорит мне директор.
Знаю, что артистка то по «Одноклассникам» бродит, то за «Партой» сидит, предлагаю списаться по электронной почте. А директор объясняет: «Ну, что вы! Живой разговор лучше, вы ж понимаете, моя подопечная не какая-нибудь дурочка, ей есть что сказать» и просит позвонить в шесть вечера, мол, певица будет рядом, и она передаст ей трубку. В шесть молчали все телефоны. Больше я не перезванивала — надоел этот эксперимент, жаль тратить время, тем более совершенно очевидно: именно «выделываются». К тому же несколько лет назад коллеги писали о точно такой же истории с этой певицей. Так что здесь нет новости.
Звезды горят, пока у них есть поклонники. И мне лично все равно, если некая певица, к творчеству которой я равнодушна, «выделывается». Но вот отсутствие здесь ее фотографии огорчит ее же поклонников.
К счастью, большинство наших артистов понимают, что общение с журналистами — часть их работы. Каждый раз, когда звонила Инне Афанасьевой, слышала: «Ой, я за рулем, перезвоните через…». К указанному времени добавляла 10 минут, звонила и получала ответы на интересующие вопросы. Вячеслав Шарапов всегда искренне и без «понтов» общается. Анатолий Ярмоленко — мудрый человек и прекрасный собеседник, с большим удовольствием рассказывающий о своих друзьях и коллегах. Обаятельнейшая Надежда Микулич, когда я назвала ее звездой, легко с этим согласилась, добавив, что она звезда, которая ходит по земле. Вот с такими артистами всегда приятно работать и радовать их поклонников.