Как в старину царей лечили?. 21.by

Как в старину царей лечили?

10.06.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

От меланхолии Василий III избавлялся яблочным запахом и можжевеловым маслом

Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык одна из сотрудниц Государственной Российской библиотеки. Сегодня кандидат филологических наук Татьяна ИСАЧЕНКО рассказывает о том, как лечились в старину на Руси.

— В наше время люди страдают в основном от болезней сердца, стрессов и снижения иммунитета. А какие недуги были актуальными в ХVI веке?

— В первой медицинской энциклопедии на русском языке большое место отведено болезни главной, то есть головной боли, трясавице — лихорадке, появляющейся при простуде, а также кашлю и очной болезни — заболеваниям глаз. Много внимания уделил придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, «безсильству и сердечному биению». Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших далеких предков. А вот о снижении иммунитета, что в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял. Да и понятие «иммунитет» появилось через несколько веков. Стрессов в то время, конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как преодолеть черную немощь, меланхолию, уныние, которые, наверное, появлялись не от хорошей жизни.

— И что же было в арсенале медицины того времени?

— На вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих». Вертоградом в старину называли сад. Что растет в саду? Ягоды, фрукты, травы. Поэтому лечебник содержит описания лекарственных растений, а также продуктов питания, минералов, советы по сохранению здоровья и гигиене.

— Считается, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, просто многие секреты нами утеряны.

— Отчасти это верно. Например, современные врачи рекомендуют полынной настойкой улучшать аппетит и активизировать пищеварение. Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого «держит трясавица», то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак. Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта, — необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.

Другой рецепт — для больных глаз и век: сок полынный смешать с медом, «чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит». Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию. В старину считали, что полезнее применять для лечения полынный сок, а не отвар или настой травы. Вот аналог столь популярной сегодня «чистки печени»: пить сок полыни «по десяти дней сряду по три золотника (1 золотник — примерно 4,23 г), подсытив (подсластив) сахаром». Это поможет избавиться от нездоровой желтизны кожи и от отеков.

— Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?

— Не только. Не прене­брегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали «петросильевой травой» и советовали употреблять ее свежей и сушеной при мочекаменной болезни, для очистки печени и желудка. Толченое семя петрушки прикладывали к «нечистоте телесной», чтобы кожа стала гладкой и красивой.

— Многие современники озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в XVI веке?

— У наших предков этих проблем не было. Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный — значит, сытый, благополучный, богатый, а худой — синоним слова «бедный, малоимущий». Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт «тукость (тучность) наводит телу человеческому». И хотя лекарь относит это к достоинствам продукта, его мнение вполне согласуется с самыми современными рекомендациями диетологов, советующих тем, кто хочет похудеть, ограничить употребление не булочек и сахара, а сыра и других жирных молочных продуктов.

— Правда ли, что раньше каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм?

— В каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко. В старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что «молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко». Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на желудок. Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова «экология» в ту эпоху и не знали.

Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу: им нужно мазать больную поясницу и суставы, а также грудь при простуде и кашле — «тогда мокрость из груди выведет». Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны. Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной — шло в ход и козье мясо, и баранина, и оленина, и медвежатина.

Не забывали и о «птицах, к лекарству угодных». Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц, — это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку «белок яичный холодит, а желток согревает».

Несмотря на глубокое знание медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог здоровья — душевная гармония человека. В основе ее — внутренняя работа над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми. Одна древнерусская притча предлагает такой рецепт для обретения душевного и телесного здоровья: «Накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить соли боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия и остудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления».

---------------------------------

Рецепты врача царя Василия III

От кашля

«Сок солодки по невеликой крошке или по кусочку с сахаром-леденцом подержать во рту, чтобы растаял, и глотать — оздоравливает легкие и от кашлю избавляет». «Семя зензивера (алтея) толчено и принято в вине — кашель тушит и легостно откашление творит». «Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет». «Трава фиалки с корнем толчена и варена в воде, и ту воду детям давать пить — вредительный кашель у них уймется». «Тмин толчен и смешан с винными ягодами, варить в вине и пить — старый кашель уймет».

От головной боли

«Сок мяты огородной смешан с уксусом поровну — помазать лоб и виски, тогда болесть главная престанет». «Цвет ромашки варен в воде и горячий прикладываем к больной главе — болесть главная тушится». «Семя горчичное и имбирь мелко толчем и смешаем с медом и тем рот полощем или долго во рту держим — вычистит мозг от мокрости, от которой главная боль бывает». «Семя аниса сыплем на жар угольный и тот дух ноздрями обоняем — то пристоит тем, у коих глава болит».

От уныния и меланхолии

«Елей из можжевелового дерева (масло можжевельника) принять с питьем — пользует меланхолиеву болезнь». «Яблок садовых дух есть лечба тем, которые страждут меланхолией». «Цвет розмарина растолчен и принят в вине теплом по рассуждению, тогда весельство наводит и кручину отгонит».

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
От меланхолии Василий III избавлялся яблочным запахом и можжевеловым маслом
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика