Так считает известный кинокритик Алла Бобкова, опубликовавшая свои размышления в газете "Народная воля".
Ситуация обострилась несколько лет назад, когда киностудия вдвое увеличила производство фильмов и телесериалов. Недавно на дискуссии я спросила главного редактора "Беларусьфильма" Наталью Стежко: есть ли в республике 8-10 кинодраматургов, способных обеспечить годовой план профессиональными сценариями? Ответ был отрицательным. Следовательно, в дело идут литературные полуфабрикаты.
Оно и видно по законченным фильмам: в белорусских картинах нет человеческих судеб (а если есть, то это фильмы-исключения - как "Враги" Марии Можар и "Волки" Александра Колбышева).
Совсем не владеют нынешние сценаристы искусством построения диалога, разработки эпизодов, умением использовать многозначащие детали и образы. Об оригинальности киноисторий и авторской фантазии вообще не приходится говорить.
Конкурсы на лучший сценарий, которые постоянно организовывало Министерство культуры, давали мизерный результат. Да и опыт других стран подсказывает: эта мера мало что изменит. Одна из крупных кинокомпаний России провела несколько лет назад конкурс такого рода. Было получено что-то около трех тысяч сценариев и литературных разработок. Отобраны только три. Таким образом, выход в том, чтобы готовить людей, которые были бы способны сами сочинять добротную литературную основу, а также участвовать либо в доработке, либо в коллективном создании сценариев (как это делается в развитых кинематографиях).
И вот вместо того, чтобы искать Курейчиков и давать им дорогу, ставятся барьеры. То, что Андрея Курейчика лишили возможности преподавать сценарное дело в Белорусском государственном университете культуры и искусств, свидетельствует о недальновидности да и, в сущности, о негосударственном подходе к воспитанию специалистов этого цеха.
Я не знакома с Андреем Курейчиком, но знаю его театральные и кинематографические работы. Это даровитая творческая личность. Может быть, ему не хватает жизненного опыта, но уверена, что со временем он может вырасти в крупного драматурга театра и кино. А если еще он подготовит и юную рать... Спасибо ему следует сказать, а не лишать его возможности работать на этом поприще.
Вопрос всем государственным мужам, которые опекают кинематограф: нам нужны профессионалы или будем довольствоваться диетическими полуфабрикатами, как сейчас?
Телевидению с его ежедневным потоком телесериалов также нужны литературные специалисты.
Или мы по-прежнему будем крутить только российские и украинские сериалы?