Еще лет пять назад к сельскому туризму у нас относились с прохладцей. Поездка к морю — вот это отдых! А какой прок проводить отпуск в деревне? Но с каждым годом агроусадеб становилось все больше. Теперь только в Гродненской области их насчитывается почти 200. Однако количество, к сожалению, пока не переросло в качество. Часто туристы вынуждены жить в заброшенных хатах с поломанным забором, на котором висит аляповатый горшок, а в комнатах из мебели лишь стол да кровать. Вот и весь набор услуг, предлагаемых хозяевами такой усадьбы. А домов с разнообразным и качественным сервисом по–прежнему немного. И еще больше не хватает универсальных комплексов, где бы с пользой могли отдохнуть на природе и взрослые, и дети.
В 12 километрах от Гродно, по направлению к белорусско–польской границе, такой культурно–развлекательный центр для туристов два года назад создало ОАО «Гродненский мясокомбинат». В один из выходных я там побывал и был немало удивлен: людей здесь полно с утра до позднего вечера. По номерам машин определил, что среди гостей есть не только жители Гродненщины, но и туристы из других регионов Беларуси, иностранцы.
Чем же привлекает отдыхающих «Гарадзенскi маёнтак Каробчыцы»? Сделав всего несколько шагов по его территории, я окунулся в атмосферу прошлых веков. Традиции белорусского зодчества, духа народного быта и современных технологий отдыха здесь тесно переплелись. Стоит хотя бы зайти в ресторан «Замок Зеваны», и это почувствуешь сразу. Обратил внимание, что стены у него сделаны из камня и сосновых бревен, колонны — из резного дуба, светильники — из кованого железа.
В ресторане я не задержался, потому что хотелось обойти всю территорию, 16 гектаров. Тут есть на что посмотреть. Много места, к примеру, отведено под необычный зоопарк. Там я увидел оленей, диких кабанов, косуль, яка, овец, кроликов. В озере плавали лебеди, утки. В отдельных вольерах можно увидеть фазанов, павлинов...
Очень впечатлила конеферма, где содержатся лошади более 20 пород. Хочешь покататься — опытный инструктор тебе в этом поможет. Но я предпочел прогулку на экзотическом дилижансе. Пока продолжалась поездка, представил себя не только довольным туристом, но и расчетливым владельцем всего этого крупного хозяйства. Насколько выгодно сегодня развивать такой туристический бизнес? Окупаются ли затраты?
Арифметика и в самом деле занятная. Приведу лишь несколько цифр. В июле имение в Коробчицах посетили более 30 тысяч человек. Стоимость входного билета для взрослых — 5 тысяч рублей, для детей — в два раза меньше. Вот и подсчитайте доходы... Прибавку дает и торговля. Только за один выходной здесь съедают 150 килограммов шашлыков, столько же — копченостей. Прибыльно и катание на дилижансах. Три такие новые «машины» в месяц «привозят» около 30 миллионов рублей.
Так почему же подобных природно–архитектурных комплексов для туристов в стране единицы? Что мешает их иметь возле всех крупных городов? Бизнес ведь выгодный и перспективный...
Генеральный директор ОАО «Гродненский мясокомбинат» Анатолий Гришук убежден, что будущее именно за такими универсальными комплексами отдыха, но без труда и терпения их не создашь:
— Еще 6 лет назад на этом месте были пустырь, болото. Из построек находилась только ветеринарная лечебница, которая перешла к нашему комбинату. О туризме тогда даже не думали. Начали разводить лошадей. А потом стали размышлять: а почему бы здесь не сделать зону отдыха, ведь до города рукой подать? Денег ни у кого не просили, рассчитывали только на свои средства. Идеи рождались в спорах, дизайн взяли не типовой, а создали собственный. Вся работа легла на наш ремонтно–строительный участок. Не скрываю, что мы учились на ходу, да и теперь еще учимся. Но сегодня нам не стыдно пригласить к себе гостей.
Еще лет пять назад к сельскому туризму у нас относились с прохладцей. Поездка к морю — вот это отдых! А какой прок проводить отпуск в деревне? Но с каждым годом...