17 августа 2010 г. по согласованию с президентом назначен новый заместитель Генерального прокурора – руководитель следственного управления Генеральной прокуратуры Беларуси. Эта должность прокуратуре введена только в этом году по инициативе Виктора Лукашенко, и назначен на нее человек – Андрей Швед, который раньше был близок к Виктору Шейману, а позже переметнулся к сыну президента. Окружение старшего сына президента окончательно взяло под контроль Генеральную прокуратуру.
Новая должность является ключевой в прокуратуре. Именно этот заместитель лично отвечает за прокурорское следствие всей страны, отвечает и лично курирует расследование основной массы уголовных дел, в том числе всех должностных и коррупционных преступлений.
И если в последнее время благодаря изменениям в УПК, Комитет госбезопасности во главе с Вадимом Зайцевым уже "научился" самостоятельно расследовать нужные уголовные дела, то МВД, КГК и другие правоохранительные органы по-старинке продолжают направлять почти все свои материалы по коррупции в прокуратуру для правовой оценки и принятия решения о возбуждении конкретных уголовных дел и дальнейшего расследования. В этой связи, должность нового заместителя Генерального прокурора представляется исключительно важной и одной из ключевых в плане функционирования белорусской репрессивной машины. Несмотря на то, что эта должность была введена президентом еще весной 2010 года, до сих пор она оставалась вакантной. Кандидата подбирали долго, судя по всему, искали "лучшего".
Однако, по мнению экспертов, эта кадровая интрига разрешилась довольно предсказуемо, новым заместителем Генерального прокурора назначен Андрей Иванович Швед.
Представляет интерес сама личность нового прокурорского руководителя. Информации об этом человеке в СМИ совсем немного, молодой парень с некоторым опытом работы в прокуратуре и Совете Безопасности занял высокую и влиятельную должность.
Вместе с тем, знающие Андрея Шведа люди характеризуют его отрицательно. Специалисты, которые с ним работали или пересекались, отмечают, что он не является своим ни в прокуратуре, ни в каком-либо другом правоохранительном органе, да и как юрист он характеризуется только довольно посредственно, хоть и является кандидатом юридических наук. Его называют мастером интриг, ловким не по годам.
Работая в Генеральной прокуратуре, Андрей Швед сумел завоевать высокое расположение тогдашнего Генерального прокурора Виктора Шеймана, абсолютно убедив его в своей преданности. Неудивительно, что впоследствии новый-старый Госсекретарь Совета Безопасности предложил Андрею Ивановичу высокую должность руководителя экспертно-правового отдела Совбеза.
Во время работы с Шейманом Швед запомнился верным исполнителем самых одиозных приказов и инициатив главы Совбеза (прозванного Тигром), в частности, "юридическим" обеспечением внесудебных конфискаций имущества и денег неугодных Шейману предпринимателей и многими другими явно сомнительными делами.
Следует также вспомнить, что пару лет назад Андрей Швед попал в классическую нелицеприятную историю - работая в Совбезе, он начал недвусмысленно вмешиваться и влиять на расследование одного громкого уголовного дела о коррупции и то, каким образом он "решал вопрос" было зафиксировано в материалах оперативно-розыскной деятельности МВД. Однако всесильный "Тигр" своего верного помощника в обиду не дал, полностью его защитил, и Швед в итоге остался на свободе.
Однако, как только позиции Виктора Владимировича стали ослабевать, Андрей Иванович затаился. Говорят, что после отставки Шеймана Швед первым рванул в соседний кабинет помощника президента по национальной безопасности Виктора Лукашенко со всеми выкладками и клятвами в собственной верности новому начальнику.
Сменивший Шеймана на посту Госсекретаря Совбеза Юрий Жадобин стремился полностью вычистить этот орган от уже надоевших Александру и Виктору Лукашенко "тигрят", что он успешно и выполнил. Сейчас можно только догадываться, почему единственным должностным лицом в Совбезе из команды Шеймана остался Андрей Швед.
Видимо, Виктор Лукашенко поверил в клятве верности Шведа. Сегодня новый заместитель Генерального прокурора курирует всё прокурорское следствие, фактически обладает всеми процессуальными полномочиями Генпрокурора в плане возбуждения уголовных дел, заключения под стражу, санкционирования следственно-оперативных мероприятий и т.д.
По мнению специалистов, Андрея Шведа уже можно смело включать в список "молодых волков" Виктора Лукашенко, которому поручен контроль за пока не особо управляемой белорусской прокуратурой. Говорят, его назначение на эту должность сильно ослабит позиции и самого Генерального прокурора. Ведь сегодня за необходимой "поддержкой" для уголовных репрессий руками прокуратуры "молодым волкам" уже не обязательно ходить к профессору Василевичу, у них уже есть и свой человек с правом подписи и прокурорской печатью.
В этом случае, вероятно, мы наблюдаем финальную стадию подчинения окружением старшего сына президента всего силового блока страны. Не исключено, что в ближайшее время Виктор Лукашенко "дожмет" хоть и недалекого, но не особо управляемого старика Ломатя и назначит на его место своего человека, а в прокуратуре решение всех "необходимых" вопросов возьмет на себя Андрей Швед.
Таким образом круг замкнется. "Молодые волки", которых в народе все чаще называют молодыми баранами за их странные поступки и скандальные акции, все больше входят в азарт и делиться властью ни с кем не намерены. Если так пойдет и дальше, то им скоро станет мешать сам президент.
Крынiца: "Белорусский партизан"