Только–только закончилась абитуриентская кампания–2010, а в Министерстве образования уже думают о том, как усовершенствовать процесс приема в вузы. В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники завершается разработка автоматизированной системы зачисления. В качестве эксперимента новинку планируется «обкатать» в нескольких учебных заведениях в 2012 году, а уже в 2013–м она, возможно, появится повсеместно. Технически Мин-образования к переменам готово, но есть нюансы. Например, многочисленные льготники. Как быть с ними? И вообще, нужен ли абитуриентам очередной эксперимент?
Введите пароль
Суть автоматизированной системы зачисления — в переходе к виртуальному обмену документами между абитуриентом и учебным заведением. Для работы в приемных комиссиях тогда потребуется в разы меньше людей, да и сам процесс станет намного быстрее и проще. Иногородним не понадобится лишний раз ездить за сотни километров. Но самое главное — электронная система позволит подавать документы сразу в несколько учебных заведений. Это предоставит поступающим свободу выбора и снимет ставшее уже нарицательным «напряжение последнего дня», когда становятся известны проходные баллы и абитуриенты массово перебрасывают заявления с одной специальности на другую, лишь бы поступить.
— Выглядеть все будет примерно так: сдав три испытания централизованного тестирования, абитуриент вписывает в специальную форму номера сертификатов и в порядке очередности университеты, колледжи, куда хотел бы поступить. А потом... спокойно уезжает отдыхать, — описывает перспективы начальник управления высшего и среднего специального образования Минобразования Юрий Миксюк. — Система проанализирует результаты ЦТ, учтет приоритеты поступающего и предложит вуз и специальность, куда он может быть принят.
Кстати, не исключено, что в некоторых институтах и университетах со временем появится и возможность зачисления не на какую–то определенную специальность, а просто на факультет. Сейчас такое практикуется в медицинских вузах: на младших курсах все студенты изучают общие предметы, а затем уже разделяются в зависимости от желания и способностей.
Кто последний без очереди?
Автоматизированные системы зачисления, подобные той, которую планируют ввести у нас, вполне успешно работают во многих странах мира. Только есть одно «но»: там не существует льгот при поступлении. Наши же вузы берут некоторых абитуриентов — например, сирот, инвалидов — прямо скажем, с крайне низкими баллами. На специальность «Политология», к примеру, в Белгосуниверситете проходной в этом году был 348. При этом почти половину бюджетных мест заняли те, кто «вне конкурса», со 118 баллами. А на «Бизнес–администрирование» при общем проходном балле 336 льготники зачислялись на бюджет, набрав всего 109.
— Получается, что неподготовленных зачисляют, а подготовленных нет. Не прошли абитуриенты, набравшие на 200 баллов больше, чем те, кто имеет право на поступление вне конкурса. Нужно внимательно проанализировать существующую в стране систему льгот, — считает председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в 2010 году Анатолий Рубинов. — Например, дети–сироты. Понятно, что нужно дать им возможность бесплатно пройти тестирование, предоставить общежитие, стипендию, оказать финансовую помощь. Но поддержка государства не означает, что уровень квалификации специалиста может зависеть от семейных обстоятельств. К знаниям при поступлении тоже должны быть высокие требования.
Правда, оговорка в правилах приема есть — набор льготников на ту или иную специальность ограничивается, если конкурс в предыдущем году превышал 5 человек на место. Но реально это ограничение уже не действует — абитуриенты сейчас просто не создают друг другу конкуренции, действуя по принципу «не прохожу сюда — быстренько перекину документы на другую специальность». Нужны новые инструменты регулирования.
— Мы прорабатываем разные варианты, — не скрывает Юрий Миксюк. — Однако с новшествами торопиться не следует. Тем более что действующие правила приема — пока оптимальные.
На других посмотреть
Возможно, с нововведениями действительно стоит подождать. Было бы неплохо обсудить их с общественностью, а абитуриентам и их родителям дать время морально подготовиться к изменениям. А пока можно повнимательнее взглянуть на зарубежный опыт. Вдруг почерпнем еще что–нибудь полезное?
Например, в Германии распределением мест на престижные специальности в университетах занимаются не вузы, а специальное ведомство. Помимо оценок, оно учитывает также социальные и личные причины: инвалидность, семейное положение и прочее. Если средний балл все же оказался недостаточным, немецкого абитуриента ставят на очередь. Место в университете ему предоставят после нескольких семестров ожидания. А во Франции на первый курс берут всех желающих, а уже на сессии отсеивают неспособных и выбирают лучших. Есть желание и стремление — будешь учиться.
Заявление о приеме в американские вузы — это длинная анкета, в которой поступающий обязан указать не только отметки в школе и на стандартных экзаменах, но и свои интересы, достижения, награды, а также написать сочинение на заданную тему. Кроме того, он должен представить рекомендации от учителей, а в некоторых вузах еще и пройти интервью с выпускником–волонтером. Из–за непредсказуемости результата многие американские школьники поступают в несколько вузов одновременно (иногда до 10), включая один не самый престижный, куда почти точно будут приняты. Чтобы уменьшить количество бумаг, все учебные заведения принимают стандартное заявление.
В большей части американских колледжей и университетов абитуриент поступает не на факультет, а в вуз вообще. Там же, где зачисление ведется на конкретный факультет, есть возможность перейти с одного на другой или некоторое время побыть в статусе «нерешившего». Иногда к основной специальности можно добавить одну или более дополнительных, а кое–где даже выбрать 2 или 3 основные.
Очевидно, что ни одну из зарубежных систем зачисления нельзя механически использовать в наших вузах. Но учесть чужой опыт полезно. Главное, чтобы в результате внедрения новаций вступительная кампания не утратила прозрачности, объективности, а у тех, кто хочет учиться, было больше шансов стать первокурсником.