Картина джазом. 21.by

Картина джазом

14.10.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Одесса - со своим десятым по счету «Джаз-карнавалом» - демонстрирует завидную изобретательность, оспаривая у Киева (фестиваль Jazz in Kiev), Коктебеля («Джаз Коктебель») и Донецка (фестиваль «DоDж») звание негласной столицы фестивально-джазовой Украины.

Даже несмотря на ограниченное количество звезд, хэдлайнеров и возможностей меценатствующих одесских фондов и концернов, а также то, что распахивать перед любителями джаза «Джаз-карнавалу-2010» пришлось двери не привычной к таким мероприятиям Одесской филармонии, а Украинского драмтеатра, мероприятие по-прежнему остается одним из наиболее значительных ежегодных праздников для местных жителей и гостей Одессы.


Есть все основания полагать, что парадоксальное очарование «Джаз-карнавала» в 2010г. достигло своей кульминационной точки: вести фестиваль была приглашена Елена Ханга, российская журналистка и телеведущая, запомнившаяся телезрителям постсоветского пространства прежде всего своим эпохально-откровенным шоу «Про это» («НТВ», 1997-2000гг.). Дочь репрессированного премьер-министра Занзибара, до сих пор не замеченная в особой любви к музыке, также вышедшей с Африканского континента, Ханга достойно держала удар перед переполненным фестивальным залом, благоразумно избегая анализа подводных камней происходящего на сцене, робко вспоминая о благополучных временах рэгтайма и свинга.

(На фото: Елена Ханга ищет на столике у музыкантов «санзу» ... и не находит)

Юрий Кузнецов и Михаил Фрейдлин, арт-директор и генпродюсер «Джаз-карнавала», в последний день фестиваля озвучили одну из причин приглашения на фестиваль колоритной телеведущей: теперь у «Карнавала» есть свой, равно любящий Одессу и джаз, человек в Москве - это позволит фестивалю еще больше расширить свои международные возможности.


«ОН ИГРАЛ С МАЙЛЗОМ ДЭВИСОМ»

Хэдлайнер «Джаз-карнавала-2010» барабанщик Эл Фостер попал в Одессу прямиком из Минска - 23 сентября в Центральном доме офицеров прошел аншлаговый концерт его квартета. Если для Минска концерты джазовых звезд такого уровня все еще в диковинку, то одесский «Джаз-карнавал» видел и большее количество легендарных имен на одной сцене: Амит Чаттерджи, Джон Вольф Бреннан, Джеймс Сполдинг и Марек Балата в 2007г.; Луи Склавис, Влодек Павлик в 2009г. Но и Одесса, и Минск остались наповал сражены магией лейбла «человек, игравший с самим Майлзом Дэвисом», накрепко к Элу Фостеру прикипевшим.

(На фото: Редкий момент, когда Эл Фостер выглянул из-за барабанов)

Майлз Дэвис взял Фостера к себе в команду в 1972г., на место Джека ДеДжонетте. Эл Фостер проработал с Дэвисом 13 лет - абсолютный рекорд среди партнеров «великого Майлза». Секрет этого завидного постоянства кроется, возможно, в специфике работы Майлза Дэвиса в 1980-х гг.: увлечение Майлза наркотиками тогда вылилось в 5-летний период абсолютного молчания, нарушаемого лишь скандалами, автоавариями и тяжбами с бывшими женами. Тем не менее Фостер очень удачно засветился на легендарных альбомах Майлза Дэвиса «электрического» периода (Big Fun, You're Under Arrest, We Want Miles, Decoy), а сам Дэвис отзывался о нем неизменно тепло, упрекая лишь за неспособность играть «больше рока, чем джаза».

На юбилейный «Джаз-карнавал» Эл Фостер привез свою традиционную программу - аналогичную, например, выступлению его квинтета в Париже в 2007г., запечатленному на DVD Al Foster Quintet - New Morning: The Paris Concert. Костяк программы - пьесы Майлза Дэвиса (необязательно выпадающие на период сотрудничества с Элом Фостером), непременный Jean Pierre из альбома Дэвиса - Фостера We Want Miles 1981г. и несколько пьес авторства самого Эла Фостера. Как ни странно, но Фостер, игравший с Дэвисом в период увлечения последнего фанком, фьюжн и поп-музыкой (но отнюдь не традиционным джазом), сегодня позиционирует себя именно как джазмен более раннего, классического черного хард-бопа.

В Одессе Эл Фостер исполнил даже что-то из альбома Дэвиса Birth of the Cool (1950), а открывал концерт пьесой So What из альбома Майлза Дэвиса Kind of Blue (1959), положившего в свое время начало модальному джазу. Впрочем, спекуляция именем и наследием Дэвиса в случае Фостера выглядит настолько откровенной и невинной, что в его адрес не возникает даже и мысли упрека.

Для такой программы, возможно, Фостер подобрал не самый удачный состав: например, сопрано-саксофон Дага Уэйсса вряд ли заменяет звук трубы в So What, и отнюдь не ударные, а контрабас и фортепиано делают эту пьесу. На память приходит гораздо более удачный проект Dear Miles контрабасиста Рона Картера, еще одного соратника Дэвиса, тоже составленный из пьес бывшего шефа, но сыгранных фортепианным трио. Однако со своими музыкантами Эл Фостер гастролирует уже давно, они в полной мере дают ему продемонстрировать свою легендарную технику, как и сыграть более поздние вещи Майлза.

В любом случае, публика «Джаз-карнавала» была на пике восторга от встречи с легендой, а один одесский старичок даже взобрался на сцену, чтобы гость расписался для него на конверте пластинки Майлза Дэвиса We Want Miles, купленной, вероятно, еще во время знаменитого выступления Дэвиса в советской Варшаве. Эл Фостер потрепал старичка по голове, подписал пластинку и сообщил фанату бесценную информацию: «Видишь, шапочку у Дэвиса на обложке? Так вот - это моя шапка, он ее одолжил у меня для фотосессии». Во всем остальном Эл Фостер одесситов внемузыкальными контактами не радовал - сидел, полностью скрывшись за рядом тарелок. Минчане жизнерадостную физиономию Фостера лицезрели значительно больше.

ПАССЫ ДЛЯ «САНЗЫ» С БИГ-БЭНДОМ

Заполнять другие, не отданные Элу Фостеру, международно-фестивальные дни «Джаз-карнавала-2010» было доверено на этот раз коллективам малоизвестным, но довольно доходчиво демонстрирующим доминирующие направления современного джаза. Коллектив из Франции Cie Trio d'en bas играющий вполне достойный европейский free-jazz, кажется, был воспринят одесситами как всеядный клубный проект, обычно играющий у себя дома, или под мостом, или в кафе. Отчасти такое недоразумение возникло из-за неослабевающего чувства юмора лидера коллектива Анри Руане, вознамерившегося, кажется, перещеголять в жанре «юморины» саму Одессу.

Отчасти недоразумение было обязано и повышенному вниманию, которое уделила Елена Ханга используемой Руане «санзе» - портативному щипковому инструменту, предположительно происходящему из культуры центральноафриканского этноса. Лидер Cie Trio d'en bas попытался заметить, что свою «санзу» он изготовил самостоятельно и готов наделать прямо сейчас таких же всем желающим за совершенно минимальные пожертвования, но в историю «Джаз-карнавала» он все равно вошел как «француз, игравший на африканском идиофоне».

Швейцарское трио Plaistow представило качественную смесь джаз-рока и академического авангарда в духе Стива Райха, а трио Сиенны Дален из Канады - более традиционный вокальный джаз, достаточно свободный в отношении влияний поп- и фолк-музыки.

Медиапрограмма фестиваля в этом году не ограничилась крейсирующим по Одессе «джазоходом» - музыкальным трамвайчиком, украшенным шарами и лентами. В один из дней фестиваля на Одесской киностудии прошел «Джазовый кинодень»: во внутреннем дворике выступали молодежные биг-бэнды, а в зале киностудии демонстрировался немой фильм 1926г. «Беня Крик» с сопутствующими фортепианными импровизациями Юрия Кузнецова.


Всю тяжесть этносоставляющей (в последнее время - обязательному атрибуту джазовых фестивалей наряду с рок- и поп-музыкой) на «Джаз-карнавале-2010» разделили между собой польско-тунисский проект Amine&Hamza Sextet и коллектив австрийского гитариста Гарри Стойки из цыганского рода Ловара.

(На фото: Австрийский цыган Гарри Стойка исполняет «Очи чёрные». Кажется, он ошибся рестораном )

Шквал аплодисментов, которым одесситы благодарили выступавших за бесконечно знойные ритмы Туниса и «Очи черные» в исполнении этнического цыгана, мог бы ввести в депрессию Эла Фостера, если бы его концерт выпал на заключительный день фестиваля. С таким легким отношением одесситов к чистоте жанра «Джаз-карнавал», оставаясь крепким джаз-фестивалем постсоветского пространства, очень органично влился в ряд диковин и символов города у моря - будь то одесский дельфинарий, сеть кошерных кафе, монумент Дюка де Ришелье, киностудия или Потемкинская лестница.

ЧТО ГОВОРЯТ

Александр САПЕГА (Apple Tea, ударные) - о концерте Эла Фостера в Минске. Для меня приезд Эла Фостера в Беларусь - грандиозное событие! Когда я только начинал играть на барабанах, Фостер был звездой первой величины. Я никогда не думал, что когда-нибудь увижу его воочию, что он приедет с концертом в Минск и будет играть на моих барабанах! На этом концерте я впервые вживую увидел легенду современного джаза - того самого современного джаза, который создавался Дэвисом. Что особенно приятно, Фостер ведь все-таки немолодой человек - у меня были сомнения по поводу качества его игры. Но все сомнения исчезли, когда я увидел, что он играет точно так же четко, как в молодости: грувово, ритмически точно; как он вышивает ритмические рисунки, паттерны, как следит за импровизацией своих музыкантов, как подчеркивает эти импровизации и усиливает их, если ему это нужно. Для меня это был настоящий мастер-класс. На концерте мы сидели и как будто смотрели в самый корень джаза, испытывая чувство трепета от соприкосновения с живой историей.

Фото Лена Иванова

Минск - Одесса - Минск
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Одесса - со своим десятым по счету «Джаз-карнавалом» - демонстрирует завидную изобретательность, оспаривая у Киева (фестиваль Jazz in Kiev), Коктебеля («Джаз Коктебель»)...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика