Творцы настоящего и будущего. 21.by

Творцы настоящего и будущего

12.10.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Наверное, знать о том, как и где рождаются белорусские законы, по которым затем живет государство, хотел бы каждый житель Беларуси. Для того чтобы прояснить, где же тысячи передовых идей воплощаются в конкретные статьи и законопроекты, мы и встретились с начальником Главного государственного правового управления Администрации Президента Республики Беларусь Валерием Дорошкевичем. Лучше его всю «правовую кухню» сегодня, пожалуй, вряд ли кто знает.

– Валерий Александрович, расскажите, пожалуйста, об основных задачах и о том, что собой представляет Главное государственное правовое управление Администрации Президента Беларуси.

– Реализация государственной политики в области права и правовое обеспечение деятельности главы государства и Администрации Президента – это наша главная цель и задача. Для этого специалистами подразделения проводится юридическая экспертиза проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Президента и руководства Администрации, осуществляется координация деятельности государственных органов и иных госорганизаций по подготовке проектов правовых актов.

Мы самостоятельное структурное подразделение Администрации Президента Беларуси, состоящее из двух других управлений: государственного и международного права и гражданского и социального. У меня три заместителя. Первый курирует деятельность Национального центра законодательства и правовых исследований и Национального центра правовой информации, два других – руководители названных управлений.

– Ваша оценка белорусского законодательства на современном этапе.

– Период первоначального формирования национального законодательства, имевший место в первые годы независимости белорусского государства, сменился проводимой последовательной работой по обеспечению системности и комплексности созданной правовой базы, ее совершенствованию. Главой государства была четко сформулирована задача, чтобы отечественное законодательство было стабильным и самодостаточным, а деятельность государственных органов была нацелена на повышение качества принимаемых нормативных правовых актов.

Не хочу сказать, что этой цели мы сейчас добились в полном объеме, но в данном направлении движемся. При корректировке белорусского законодательства стремимся просчитать все последствия (правовые, социальные, экономические, политические и др.) и учесть как интересы государства, так и общественные, в том числе интересы отдельных групп населения.

– Какие проекты правовых актов подлежат обязательной юридической экспертизе?

– Обязательную юридическую экспертизу в нашем подразделении проходят проекты правовых актов, которые вносятся государственными органами на рассмотрение Президентом Беларуси. Это проекты всех законодательных актов (кодексов, законов, декретов и указов) и распоряжений главы государства, а также постановлений правительства, подлежащих согласованию с Президентом. Например, только в 2009 году мы приняли участие в подготовке и доработке около 700 проектов указов Президента и 100 законопроектов.

Стараемся избегать сиюминутного, конъюнктурного изменения недавно принятых правовых актов. Законы должны работать на перспективу, не следует латать дыры в законодательстве, как, к слову, и кардинально ломать уже сложившиеся общественные отношения.

– Ожидаются ли в ближайшее время какие-нибудь изменения в законодательстве, регулирующем подготовку и принятие правовых актов?

– Из года в год в республике корректировались отдельные положения Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Сейчас мы пришли к тому, чтобы комплексно урегулировать вопросы, связанные с подготовкой не только нормативных правовых документов, но и правовых актов государственных органов, не являющихся нормативными. В этой связи завершается подготовка законопроекта «О правовых актах Республики Беларусь».

Кроме того, начата серьезная работа по созданию надлежащей системы технических нормативных правовых актов. Для этой цели готовится концепция законопроекта «О технических нормативных правовых актах Республики Беларусь». Также детально изучается вопрос о расширении перечня проектов, в отношении которых будет проводиться не только юридическая, но и криминологическая экспертиза.

– Насколько эффективно проведение криминологических экспертиз будущих законопроектов?

– По сути, криминологическая экспертиза – это взгляд со стороны на подготовленные заинтересованными государственными органами проекты нормативных документов. С 2007 года такие экспертизы у нас проводятся Научно-практическим центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры.

Криминологическая экспертиза позволяет выявить в проектах законов нормы, реализация которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в финансово-экономической, правоохранительной сферах деятельности, на государственной службе и в других областях общественных отношений. И ее первостепенной задачей является недопущение размывания и выхолащивания законодательных предписаний, создания почвы для развития коррупции на местах.

– Раз мы затронули вопросы криминогенных последствий, расскажите, пожалуйста, о принимаемых мерах по совершенствованию законодательства в сфере национальной безопасности.

– В настоящее время на окончательной стадии подготовки и согласования находится проект концепции национальной безопасности нашей страны. Подготовлен специальный Закон «О противодействии торговле людьми», учитывающий международный опыт и современные тенденции распространения и борьбы с этим социально опасным явлением. Завершается работа по подготовке законопроекта, предусматривающего корректировку Закона «О борьбе с коррупцией». Предполагается расширить перечень мер борьбы со взяточничеством, раскрыть понятие «конфликт интересов» при исполнении служебных обязанностей государственными должностными лицами, а также учесть требования международных договоров.

К значимым правовым документам в названной сфере также следует отнести подготавливаемый для доклада главе государства проект концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка исполнения уголовных наказаний. В нем закладываются предварительно одобренные Президентом предложения о смещении акцента в законодательстве и судебной практике с сугубо карательных мер на меры материальной ответственности лиц, впервые совершивших нетяжкие преступления, об оптимизации сроков лишения свободы, назначении наказания в виде лишения свободы только лицам, представляющим опасность для общества.

– Какие законопроекты, подготовленные вами, затронут максимальное количество интересов граждан?

– Для нас каждый правовой акт – важный и значимый! Проект Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц», находящийся в настоящее время на рассмотрении в Палате представителей Национального собрания, в котором закреплены четкие требования, предъявляемые к обращениям, в том числе электронным, дает возможность применения при осуществлении личного приема технических средств (аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки).

На проработке в Главном управлении находятся изменения и дополнения в Правила дорожного движения, по которым главой государства недавно было проведено совещание. Или совсем недавно Президентом издан Указ № 454, регламентирующий фото- и видеофиксацию нарушений скоростного режима, в котором, с одной стороны, заложен порядок привлечения таких нарушителей к административной ответственности, а с другой – механизм обеспечения прав владельцев транспортных средств, не управлявших этими транспортными средствами в момент совершения правонарушения.

У кого-то, несомненно, больший интерес вызовет новая редакция Жилищного кодекса или процесс подготовки проекта Кодекса об образовании, других заинтересует издание указов о лицензировании отдельных видов деятельности, об оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)…

– Валерий Александрович, можно ли гражданам лично обращаться в ваше управление для получения разъяснений законодательства, консультаций и просто решения насущных проблем?

– Вы знаете, Администрация Президента – государственный орган, призванный обеспечивать деятельность главы государства, а не правоохранительный или иной, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства в стране. На нас иногда обижаются, когда мы разъясняем законный порядок действий при защите личностных прав и интересов. Однако в нашу компетенцию рассмотрение и решение конкретных вопросов не входит. Но, если гражданин все же обратится в наше Главное правовое управление, мы примем посильное участие в решении проблемных вопросов, безусловно, не подменяя работы других государственных структур.

— Спасибо вам за обстоятельную беседу и удачи! Помните, по вашим законопроектам нам всем жить!

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Перечень мер борьбы со взяточничеством предполагается расширить
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика