Белорусские маркетологи решили создать и продвинуть в мире позитивный страновой бренд Беларуси.
«Ежедневник» спросил у руководителя Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолия Акантинова, реализуема ли задача в нынешних политических условиях.
– Сегодня Беларусь во всем мире ассоциируется с президентом Лукашенко. Не кажется ли вам, что любой другой страновой бренд, который Беларусь попытается продвинуть, будет в любом случае находиться в его тени?
– И да, и нет. С одной стороны, безусловно, бренд президента Лукашенко довлеет над Беларусью в данном конкретном случае. Хотя есть много стран с достаточно продвинутыми страновыми брендами, когда люди даже не знают, кто там руководит государством. Это уже зависит от конкретной личности. Но бренд Лукашенко, каким бы он ни был, не дает нам права отсиживаться в тени. Поэтому мы и поднимаем этот вопрос, призывая активизировать и другие возможности Беларуси, чтобы мы ассоциировались не только с Лукашенко, чтобы мы создавали ему какую-то альтернативу в хорошем смысле. Успехи на внешних рынках всегда начинаются с конкуренции внутри страны, и я бы начал эту конкуренцию по имиджу. Она закалила бы нас внутри и позволила бы продвинуть на внешнем рынке что-то более позитивное.
– Вы хотите сказать, что нам нужно сделать так, чтобы о Беларуси говорили не как о президенте, а как о чем-то более позитивном?
– Я бы не говорил так категорично, не противопоставлял бы так прямо. Знаете, есть такая борьба айкидо, которая использует силу противника. Если мы говорим о Лукашенко, то нужно признать, что, с одной стороны, в мире существует здесь определенный негатив, но есть и позитив. Этим надо воспользоваться.
– Вы хотите сказать, что нужно использовать уже раскрученный бренд Лукашенко, но уже с положительной стороны?
– Это один из приемов. Конечно, нужно говорить о том, что у нас экспорт хороший, что у нас есть замечательные люди и много других ценностей, которыми мы можем гордиться. Но если у нас президент, он есть, какой есть, и тут нам нужно использовать его позитивные стороны, которые, несомненно, есть. В свое время был в Чили Пиночет, все знали, что он был деспотом, но потом Чили репозиционировалась, и сейчас это совсем другая страна.
– Но прежде Пиночет добровольно отказался от власти…
– Совершенно верно. Ему хватило на это смелости и мудрости. И, конечно, если у нас нет ничего альтернативного, то мы должны использовать то, что есть. Все мы живые люди, время идет, и все меняется. Поэтому мы должны немножко мыслить вперед, понимать, что было вчера, происходит сегодня и что будет завтра. Простой пример с бизнесом, когда десять лет его губили, а когда возник кризис, мы начали просить выходить его и развиваться. А где его взять, если его загубили за десять лет? Он ведь не может за один день создаться. Поэтому еще раз скажу, что всегда нужно быть в процессе создания странового бренда: с одной стороны, создавать альтернативу, а с другой – использовать что есть и строить стратегические задачи вперед.
– А вам не кажется, что любая идея создания позитивного странового бренда Беларуси будет так или иначе упираться в политическую составляющую и, значит, будет труднореализуема?
– Есть такой момент. И на самом деле я бы отдельно вынес такую категорию работ, которые были бы направлены на позиционирование существующего на что-то новое. Это надо проанализировать тот негатив, который уже есть, и подумать, как из него сделать совершенно другой позитив.