6 ноября исполнится три года, как Полоцкий коллекционер Николай Глебович Панкрат открыл в родном городе частный музей «Эпоха Ленина». Что и говорить, не самая популярная в последние годы тема для экспозиции. Но тем интереснее посмотреть на плод многолетнего труда коллекционера.
...Улица Котовского, 18. Большой уютный дом в частном секторе Полоцка. Ошибиться невозможно — у двери посетителей встречает огромный бюст Владимира Ильича. А за порогом начинается совсем другой мир: с выбитой на алом полотнище клятвой пионера Советского Союза, грамотами «За победу в соцсоревновании», вымпелами «Претворим планы партии в жизнь» и, конечно, бесчисленным количеством скульптур и бюстов Ленина, без которых невозможно было представить когда-то интерьер советских учреждений.
На сегодняшний день, признается Николай Панкрат, у него собрано более семисот скульптур и бюстов Ленина. Есть отлитые из чугуна, алюминия, гипса, бронзы. От совсем маленьких до размеров, превышающих человеческий рост. От юного кудрявого Володи Ульянова до вождя мирового пролетариата. Есть бюсты, отлитые по заказу, существующие в единственном экземпляре. «Забыть его — забыть себя» — читаю на листке, прикрепленном к одной из полок. «Ваша мысль?» — интересуюсь у коллекционера. «Здесь все мысли мои. Для того и создавал музей, чтобы была возможность ими поделиться», — отвечает он.
Все началось восемнадцать лет назад, когда знакомые Николая Панкрата, уезжая на ПМЖ в Израиль, отдали ему бюстик Ленина — с собой везти не хотели, а выбросить рука не поднималась. Взяв в руки этот «осколок» некогда могучей державы, он почувствовал желание во что бы то ни стало сохранить оказавшееся вдруг никому не нужным наследие. Сколько городов и деревень объездил, в скольких школах, исполкомах, клубах и других учреждениях побывал — не сосчитать. «Вот этот бюст Ленина нашел в одном колхозе, валялся возле туалета, я выменял его на светильник. Вот этот отдали за мешок картошки. А тот подобрал на свалке в Полоцке», — ведет меня по музею Николай Панкрат. Есть среди экспонатов и подарки. Так, открывающий экспозицию огромный бюст Ленина презентовал коллекционеру Полоцкий исполком.
У позолоченной скульптуры юного Володи Ульянова задерживаемся надолго. Этот экспонат из Дисненского дома пионеров особенно дорог коллекционеру — рядом с ним его когда-то принимали в пионеры. В 90-х дети нашли «Ильича» в Западной Двине: как он там очутился — неизвестно. Сначала местные жители хранили поблекшую скульптуру у себя на подворье, потом она «перекочевала» к Николаю Глебовичу. Недавно его музей посетила бывший директор Дисненского дома пионеров Ванда Александровна Пищуленок. Увидев «золотого Ильича», расчувствовалась до слез. Ведь это она когда-то привезла его из Минска в Ленинскую комнату. Приятно было увидеть, что дорогая сердцу скульптура заняла почетное место в музее бывшего воспитанника.
Чтобы обновлять и пополнять коллекцию, в наши дни по кабинетам и свалкам ходить не приходится, рассказывает коллекционер. Большинство «выживших» «Ильичей» уже нашли новых хозяев — как правило, коллекционеров из разных стран. В Беларуси таких несколько, в России и Украине — несоизмеримо больше. Экспонаты обменивают, продают и покупают. Цена бюста «самого человечного человека» может быть очень разной, от 10 долларов до нескольких тысяч у.е. Играет свою роль и размер, и материал, и эксклюзивность изделия.
Надо сказать, в экспозиции музея представлены не только бюсты Ленина. Отдельные стенды посвящены другим известным деятелям советской эпохи — Дзержинскому, Гагарину, Горькому, Высоцкому, Маяковскому... Несколько полок «отведено» Сталину. Кстати сказать, его изображения — большая редкость и стоят немалых денег, ведь в отличие от Ленина, спокойно «дожившего» до начала 90-х, память о Сталине целенаправленно уничтожали несколько десятилетий. Один бюст Сталина полоцкий коллекционер успел «увести» в Киеве буквально «из-под носа» известного украинского политика, также интересующегося советским наследием.
А еще в «Эпохе Ильича» можно увидеть целые коллекции знамен, принадлежавших самым различным учреждениям БССР, значков, открыток, марок, игрушек, вымпелов, документов и других «атрибутов», несущих на себе отпечаток советских лет. А вот ордена, медали коллекционер не собирает принципиально. «Это недостойно. Им место или дома, или в архиве, или в гробу вместе с владельцем», — считает он.
Много лет Николай Панкрат собирал свою «советскую коллекцию», как говорится, для души. Но с годами захотелось сделать ее доступной для других. Необходимые для экспозиции площади он обеспечил, возведя двухэтажную пристройку к дому. Денежных средств на строительство потребовалось немало, пришлось продать квартиру и земельный участок. Но цель, решил для себя Николай Глебович, оправдывает средства.
В своем музее Николай Панкрат — и директор, и экскурсовод, и хранитель фондов, и уборщик. «Не у каждой женщины в квартире так чисто, как у меня в музее», — шутит он, и это правда. За вход коллекционер денег не берет — не для этого открывал. «Мой музей — это дань уважения истории страны и людям, жившим в ту эпоху. Я хочу, чтобы все мы помнили об этом периоде нашей истории. Это была великая страна. Я никогда не был коммунистом, но жил в СССР и, как миллионы других советских людей, верил в его идеалы, строил светлое будущее. Нельзя одним махом все перечеркнуть и назвать ошибкой. Как можно жить и думать, что все было плохо? Ведь какое семя, такие и всходы!» — рассуждает он.
Вместе с тем коллекционер честно признается: вернуться в ту жизнь он бы не хотел. «Я пять лет служил в Германии, а когда в 90-м вернулся с семьей домой, ужаснулся: как бедно мы жили! Разве можно сравнить с тем, что мы имеем сейчас?! Я так считаю: если человек хочет забыть прошлое — у него нет сердца, а если он хочет вернуть прошлое — у него нет разума», — говорит Николай Панкрат.
Почти за три года существования музея «Эпоха Ленина» его посетили более 6 тысяч человек. В основном приезжают белорусы, но немало и гостей из-за рубежа. Николай Панкрат подсчитал, что в его музее побывали представители 20 стран мира. «Иностранцам очень интересно увидеть все, что связано с советским периодом нашей истории. Впечатлений море, вопросов задают уйму. Сейчас в Беларуси много говорят о развитии туризма — вот чем нам надо иностранцев привлекать! А мой музей, к сожалению, пока единственный такой во всей республике. Есть у меня заветная мечта, чтобы в каждом районном центре были подобные экспозиции», — делится мыслями собеседник.
«Моя дочь живет в Германии, сын — в России. Все это можно было бы продать и уехать. Но я не хочу. Я хочу жить и умереть на Родине. И пока живу — буду стараться быть ей полезным», — признался мне Николай Глебович. И это не пустые слова. Удивительно, как далек этот человек от популярного жизненного принципа «моя хата с краю». И дело не только в музее, который он полностью содержит за свой счет и куда бесплатно, «ради идеи», пускает всех желающих. Недавно, к примеру, обустроил на своей улице водопроводную колонку для общего пользования. Украсил в «белорусском народном стиле» растущее у дороги старое дерево. Заказал доставку огромного валуна, чтобы выбить на нем надпись «Улица названа в честь героя Гражданской войны Григория Котовского». Но, удивительное дело, после того, как камень установили и отмыли, на нем вдруг отчетливо проступил силуэт креста. Теперь ищет другие варианты — поверх креста надпись-то выбивать не будешь.
...Когда наша экскурсия по музею «Эпоха Ленина» подошла к концу, я поймала себя на мысли, что прощаться не хочется. Так хорошо, светло было на душе рядом с «красно-серпасто-молоткастыми» атрибутами советской эпохи. Я и не знала, что в памяти до сих пор слово в слово хранится клятва пионеров Советского Союза. И что так приятно будет снова увидеть юного Володю Ульянова, который стоял в ленинской комнате и моей школы. «Не плачь потому, что это прошло. Но улыбнись потому, что это было», — невольно вспомнились мне чьи-то строки...
Оксана МЫТЬКО. Фото автора