Во всем мире женщины в среднем живут на 5-6 лет дольше мужчин. В Беларуси эта разница зашкаливает и составляет более 12 лет. Что можно сделать, чтобы белорусские мужчины жили дольше?
В среднем в мире на шестерых 85-летних женщин приходится только четверо мужчин такого же возраста, а к 100-летнему возрасту это соотношение превышает 2:1.
Можно говорить о том, что мужчин губит синдром менеджера, когда они выгорают на работе. Или о том, что они больше женщин злоупотребляют алкоголем и табаком и чаще неправильно питаются.
Однако остается фактом, что ни провозглашенная в Беларуси социально ориентированная политика, ни развитие медицины никак не сказываются на увеличении лет жизни белорусов, мужчин в особенности.
Представитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук отметил, представляя Доклад ООН о развитии человека, что ожидаемая продолжительность жизни (число лет, которое предстоит прожить в среднем одному новорожденному при условии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте) упала ниже уровня 1970 года в девяти странах из 169, показатели которых отслеживает ПРООН. Речь идет о шести африканских и трех государствах бывшего СССР — Беларуси, России и Украине. В Беларуси в докладе ПРООН 2010 года этот показатель оценивается в 69,6 года (против 71 в 1970 году).
По данным Минтруда, в последние два года показатель ожидаемой продолжительности жизни в Беларуси составил 70,5 года (мужчины — 64,7, женщины — 76,5). Целевой показатель на 2015 год, исходя из концепции программы Демографической безопасности, которая разрабатывается на 2011-2014 годы, — 73 года (мужчины — 67, женщины — 78,2).
Насколько реально этого достичь, если фактом является феномен сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста?
Более 80% умерших в трудоспособном возрасте — мужчины. Их смертность более чем в четыре раза выше, чем у их ровесниц противоположного пола. Мужчины в трудоспособном возрасте чаще женщин умирают от внешних причин. Например, чаще всего в Беларуси суициды совершают мужчины в возрасте 45 лет и старше. Примерно в 60% случаев самоубийство совершается на фоне алкогольного опьянения.
Координатор программ Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси Татьяна Гапличник сказала в интервью Naviny.by, что на государственном уровне необходимо глубоко проанализировать причины сверхсмертности мужчин в трудоспособном возрасте. Необходимо оценить меры, которые принимаются для ее уменьшения теперь, и подумать о том, что стоит принять в будущем. Пока же никто компетентно не может ответить на вопрос, что происходит с белорусскими мужчинами.
Очевидно одно: ранняя смерть мужчин вызывает ряд социальных проблем — одиночество женщин, сиротство и социальную неустойчивость семей.
В Беларуси хорошо знают, что это такое еще со времен войны. По переписи 1959 года на 1000 мужчин приходилось 1249 женщин, по переписи 1989 года — 1138, по переписи 1999 года — 1129. Тенденция выравнивания структуры населения по полу прекратилась. К концу 90-х годов она поменялась на противоположную, что связано с более высокой смертностью мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. По итогам переписи 2009 года на тысячу мужчин в Беларуси приходится 1150 женщин.
Как результат — за 10 лет в Беларуси выросло число вдов и разведенных женщин, свидетельствуют итоги переписи населения-2009. В прошлом году в Беларуси было зарегистрировано 810 тысяч вдов, а их доля в общей численности женщин в возрасте от 15 лет и старше составила 18%. По сравнению с данными переписи населения 1999 года численность вдов увеличилась на 5,4%, или 40,2 тысячи человек.
Не стоит, говоря о смертности мужчин, сбрасывать со счетов и то, что в последние годы в здравоохранении Беларуси сделан крен в сторону здоровья женщин и детей. В результате средства, которые были вложены в эту сферу, себя оправдали в виде уменьшающихся младенческой смертности и заболеваемости детей раннего возраста.
Во многом, считает Татьяна Гапличник, ценность женщины в системе здравоохранения увеличена в связи с ее ролью матери. Но в результате мужским здоровьем занимаются меньше. Однако на существующие проблемы мужского здоровья и высокую смертность невозможно закрывать глаза: «Цифры говорят сами за себя. Мужское здоровье не является в современной Беларуси тем вопросом, относительно которого можно дискутировать и принимать решения по принципу «кто за, а кто против». Проблема существует и требует решения».
Татьяна Гапличник считает, что если мужчину в семье воспринимают только как добытчика и не считаются с его психологическими и физическими потребностями, организм может рано или поздно дать сбой. Она подчеркивает, что ответственное отношение к собственному здоровью необходимо формировать у мальчиков с детства.
«Традиционно мама заботится о здоровье детей и культивирует в семье здоровый образ жизни. Я не считаю, что можно обременять женщину ответственностью за здоровье мужчины. Однако важно, чтобы в семье не формировались гендерные стереотипы. Я имею в виду, что, например, вредно с детства внушать мальчикам, что они не должны плакать, жаловаться. В результате они вырастают мужчинами, не способными выражать свои чувства, делиться переживаниями. И не умеют следить за своим здоровьем», — отмечает Гапличник.