Источник материала:
Антиобщественный транспорт
Когда приходит зима, жители нескольких десятков деревень и городов, расположенных на берегах крупных рек, оказываются отрезанными от «большой земли». С ранней весны до поздней осени выручает паром, но зимой добраться на работу, учебу да просто посетить райцентр очень сложно — река стала. Кто–то на свой страх и риск отправляется на другой берег по тонкому льду, кто–то из подручных средств сооружает «дорогу жизни». А что прикажете делать, если до ближайшего моста десятки километров по заснеженным проселкам? Петляют машины скорой помощи, автолавки, в Витебской области даже остановилось большое предприятие. Местные жители, с грустью посматривая на другой берег, мечтают, что когда–нибудь и для них построят мост. Но местные власти вкладывать деньги в капитальное строительство порой не спешат.
Полесский Петриков. В последний день осени этот небольшой городок-"десятитысячник" на юге Беларуси мне чем-то напомнил Cкандинавию. Только в миниатюре. Метель и крепкий мороз. У причала на левом берегу Припяти небольшой паром - на нем поместятся десяток автомобилей да полсотни пассажиров. Но для шестисот жителей правобережья - это основной транспорт, связь с "большой землей", тонкая проволока, которая крошится при трескучих морозах. Чтобы форсировать реку в навигационное межсезонье, понадобится не один час. Полешуки давно ждут здесь мост, но пока на помощь приходит лишь переправа. В проблемах местного сообщения разбираемся на примере отдельно взятого района белорусской глубинки.
Полноводная Припять разрезала Петриковский район на две неравные части. Небольшой приток Уборть отщипнул от правого берега еще одну долю. Одна административная единица - три неравнозначных "континента", где проживают 30 тысяч, 600 и 300 человек соответственно. Местные власти называют две небольшие "автономные губернии" района "заречной зоной". Чтобы облегчить полешукам связь с райцентром с ранней весны до поздней осени, здесь работают два парома.
Берег левый
В самом начале зимы паром одиноко скучал у левого берега. Местным жителям, собравшимся по другую сторону Припяти, ждать его было бесполезно. Река в тот день для них так и осталась непреодолимой преградой, железобетонным забором, отделившим их от "большой земли". Помешал сильный ветер.
К счастью, перерыв оказался недолгим, всего сутки. На следующий день ровно в 6.45 загудел катер, разомкнулись цепи и петриковский паром привычно поплыл в сторону заречной зоны.
11.30. У парома потихоньку собираются пассажиры. В очередь перед пока еще закрытым шлагбаумом выстраиваются машины. Мотористы прогревают мотор на катере и чистят снег. Иначе на площадку не въехать. Внезапно нагрянувшая зима накрыла железную платформу толстым белым ковром.
- Пока работаем по графику, - машет лопатой капитан катера Виктор Стрекач. - Конечно, когда в деревню или обратно летят "скорая", милиция, пожарная, переправляем моментально. Сейчас народу мало. А вот летом, бывает, с одного раза всех не заберешь. Приходится делать не один рейс. Но когда сильный ветер в спину - стоим, когда река начинает замерзать - стоим, не заводится мотор - снова стоим.
Капитан ближнего плавания Стрекач по Припяти ходит вот уже семь лет. Семьдесят метров сюда, семьдесят обратно. Пять минут туда, пять обратно. Он уверяет: работать тут сможет не каждый. Пришвартовать паром к причалу не так-то просто. Нужна сноровка.
12.00. На паром заезжают два микроавтобуса. Группка задорно щебечущих женщин, возвращающихся из петриковской больницы в родную деревню Велавск, прячется под навес. На пароме находиться в салоне авто строго запрещено по технике безопасности! Мотористы отвязывают цепи. "Отдать швартовы!"
Пассажиры задумчиво глядят в воду. В холодной реке мелькают их отражения. Кто они, люди, изо дня в день пользующиеся переправой?
Иван, 20 лет. Молодой человек скоро сменит теплую куртку на армейский бушлат. Возвращается в Велавск из военкомата. Будет служить в гомельской военной прокуратуре водителем.
Механизатор Василий. Потертый плащ, рыжая шапка-ушанка, на лице - меланхоличная задумчивость. Долго рассказывает, где на Припяти лучше всего ловить рыбу, как живется работникам сельского хозяйства зимой, но на вопрос, откуда едет, лишь машет рукой: "Ай, по работе был".
По работе в заречную зону едет участковый Петриковского сельисполкома Владимир Фалеев. За два часа ему нужно обернуться в Велавск - до следующего рейса на пароме. Обычное дело. Профилактическая работа в деревенской школе...
А вот двое мужиков, трезвонящих по мобильному телефону, везут в Мозырь накладные. Путь через паром короче.
Кажется, все. Приехали. Вот и тот берег. Вереница машин выезжает в сторону Велавска.
Берег правый
Мы в так называемой заречной зоне. Де-юре она входит в состав Петриковского района. Де-факто все намного сложнее. Летом, чтобы попасть в райцентр, нужно лишь форсировать на пароме Припять. Зимой, когда паромщики берут тайм-аут, семьдесят метров растягиваются до ста пятидесяти километров. В объезд! Велавск, Мойсеевичи, Черноцкое, Шестовичи из ближайшего пригорода Петрикова превращаются в отдаленные деревушки Мозырского района. "Скорая", милиция, спасатели, газовщики, почта приезжают именно оттуда.
- А мне, например, детей в райцентр возить нужно - на УПК, соревнования, - разводит руками директор Велавской средней школы Василий Козаченко. - Делать крюк в 150 километров? Затратно и долго!
- В будний день, чтобы попасть в Петриков, нужно потратить чуть ли не сутки, - эмоционально рассказывает велавская староста Лариса Амельченко. - Автобус из нашей деревни в Мозырь ходит лишь в пятницу и по выходным. Дальше из Мозыря нужно добраться в Калинковичи, оттуда на дизеле до станции Муляровка. Затем еще десять километров до самого Петрикова. Три пересадки! Пускай бы к нам автобус из Осовца продлили. Это всего в пяти километрах от нас. Им бы, уверена, пользовались многие.
Есть ли резон в этих словах? Безусловно. Вопросы вроде "а почему в нашу деревню автобус приходит лишь два раза в неделю?" я слышу постоянно. Ответ на них один: местные власти и автопарки вынуждены думать
о рентабельности, считать каждую копейку и прикрываться при этом железобетонной отговоркой - "социальный стандарт". Правда, в Лоевском районе, где сложилась похожая ситуация, решились на эксперимент. Летом местную заречную зону - треугольник между Днепром и Сожем - с райцентром связывает теплоход. Его дублируют автобусы и маршрутки, которые переправляются на другой берег чуть ли не возле Речицы. Только за крюк в 150 километров доплачивают пассажиры. Многие ли готовы выложить из кошелька 15 тысяч в одну сторону? Тот еще вопрос.
Об этих же проблемах не понаслышке знают и на так называемом Снядинском полуострове, раскинувшемся по ту сторону Уборти. Добраться в этот красивейший полесский уголок непросто даже летом. На севере - Припять, на юге - непроходимые болота. С "большой землей" "полуостров" связывают паром и грунтовая дорога на Житковичи. Может, пора наводить мосты? В 2007 году новая железобетонная переправа соединила Оршанский и Шкловский районы, двумя годами позже - Верхнедвинский и Миорский.
- Мост через Припять - это серьезный строительный проект, решение о нем принимать не нам, - считает заместитель председателя Петриковского райисполкома по строительству Анатолий Фурса. - Пока в Петрикове и Снядине справляются и паромы. К тому же пойма реки Припять слишком широкая. Чтобы в половодье мост и подъездные пути не затапливало водой, они должны быть длинными. По предварительным расчетам, не менее двух километров - как между Туровом и Житковичами. Понтонный мост? Летом он будет мешать судоходству. Ставить временный на зиму тоже нецелесообразно. Погода слишком переменчива. Как только начнется ледоход, его попросту снесет. Впрочем, сейчас обсуждается проект строительства моста через Уборть. Две заречные зоны Петриковского района будут связаны между собой.
А еще в райисполкоме в очередной раз напомнили про социальный стандарт. Мол, в деревнях есть амбулатория, школа, магазин, клуб... В Петрикове не работает почти никто. Зачем лишний раз ездить в город, когда и так созданы все условия. Расписание автобуса оптимально: в выходные дни из Мозыря ездят студенты, деревенские жители могут попасть на базар.
Конечно, перебраться через Припять можно и зимой - по льду. Только чревато. Хотя еще несколько лет назад дорожники организовывали переправы. Заливали дополнительные слои льда, три раза в день проверяли его толщину, расставляли фишки по границам "тропинки". Сейчас их нет, условия безопасности ужесточили: передвигаться приходится на свой страх и риск.
***
Паром для местных жителей - "связь с большой землей", без него выбраться с полесских островов и полуостровов сложно. Моторист Виктор Стрекач в стотысячный раз заведет свой катер, поплывет через реку, чтобы не дай Бог тонкая нить, соединяющая два берега, не была разорвана.
Справка "СБ"
Всего в Беларуси действуют 15 паромов. Девять из них - в Брестской области, четыре - в Гомельской, два - в Витебской.
Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ