Государственная инспекция труда — популярная инстанция как среди работников, так и среди нанимателей, если речь заходит о нарушениях законодательства о труде. Начальник Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда Сергей Ткачев рассказал в интервью Naviny.by о работе ведомства.
— Из года в год преимущественное количество обращений граждан связано с вопросами соблюдения законодательства о труде. Несмотря на незначительную численность инспекторов отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, ни одно обращение не остается без внимания. В рамках действующего законодательства проводится детальная проверка и в целях объективного рассмотрения обращения собирается порой множество документов.
— А как отразился указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на количестве проверок, которые проводят ваши сотрудники?
— Указ № 510 направлен в первую очередь на совершенствование контрольно-надзорной деятельности. К сожалению, некоторые наниматели весьма своеобразно его понимают: раз нас не проверяют контролирующие органы, значит, мы можем смело нарушать требования законодательства о труде и об охране труда. В данном случае страдают работники, трудоустроившиеся в фирмы, с момента регистрации которых не прошло два года. Инспекторы не могут выйти на такое предприятие с проверкой. Однако информация накапливается, как только организация справит второй день рождения, у нас будут основания для включения ее в план проверок.
— С какими жалобами чаще всего обращаются работники «новорожденных» фирм?
— Несвоевременная выплата зарплаты, неграмотное оформление трудовых отношений и тому подобное. Кроме того, безответственное отношение к вопросам охраны труда на молодых предприятиях приводит к страшным трагедиям. При анализе субъектов хозяйствования, в которых произошли несчастные случаи на производстве, установлено, что 10% из них зарегистрированы менее двух лет назад, то есть это те субъекты хозяйствования, в отношении которых действует мораторий на проведение проверок.
— Снижается ли уровень травматизма на производстве?
— За 4 последних года практически в два раза снизилось число погибших на производстве. Но в минувшем году 33 человека погибли (на 3 человека больше, чем в 2009-м), 195 работников тяжело травмированы в рабочее время (192 в 2009-м). В 5 раз возросло количество несчастных случае на производстве с тяжелыми последствиями на объектах, подконтрольных органам Госпромнадзора. Это 5 несчастных случаев со смертельным исходом и 3 — с тяжелым. Такой всплеск говорит только о том, что запрет на проведение проверок обязывает каждого нанимателя и вышестоящие органы в первую очередь заниматься профилактикой травматизма. К сожалению, не все наниматели готовы добросовестно работать без контроля и надзора.
— И поэтому в Минске появились мобильные группы, занимающиеся предупреждением нарушений техники безопасности. Расскажите об этом подробнее.
— С 1 июля 2010 года по инициативе нашего управления созданы мобильные группы в каждой районной администрации, оказывающие методическую и практическую помощь нанимателям в оперативном выявлении и устранении нарушений законодательства о труде и об охране труда. За 8 месяцев минувшего года они исследовали 497 организаций, выполнявших строительно-монтажные работы в Минске. В отдельных случаях в установленном порядке инициировались внеплановые проверки и впоследствии — приостановка работ до устранения нарушений.
— Сергей Михайлович, бывают ли ситуации, когда люди обращаются в инспекцию не по адресу?
— Бывают. Но мы всегда разъясняем гражданам, куда обратиться с их вопросом. К примеру, не в нашей компетенции решать вопросы в рамках гражданско-правовых отношений, когда граждане работают по договору подряда, а затем не получают вознаграждения за выполненную работу. В этой ситуации надо обращаться в суд.
Наша компетенция — это вопросы трудового права, регулируемые Трудовым кодексом. Но и здесь работнику надо своевременно сориентироваться в ситуации и решить, при содействии какой инстанции наиболее полно он сможет защитить свои права.
Например, администрация предприятия задерживает выплату зарплаты. В целях подтверждения факта нарушения законодательства обращение к инспекторам труда в данном случае будет эффективно. Вместе с тем, если данная организация в состоянии, близком к банкротству, и заработная плата не выплачивается длительный период времени, то лучше обратиться в суд по месту нахождения организации. Судебный исполнитель имеет право наложить арест на счет, описать имущество должника и таким образом обеспечить исполнение судебного иска. У государственного инспектора труда таких прав нет. А вот пострадавшему работнику нельзя пропустить срок обращения в суд — три месяца со дня, когда нарушено его право или со дня, когда он должен был узнать о нарушении.
Иногда на приеме человек обижается: что вы меня в суд направляете — денег не платят, откуда взять средства на оплату судебных расходов. Пользуясь случаем, разъясняю: за рассмотрение в суде споров по вопросам трудового законодательства госпошлина не взимается. А образцы типовых исков, например, можно найти в сети Интернет или они могут быть вывешены на информационных стендах непосредственно в судах, то есть, возможно сэкономить на адвокате, составляющем документ.
— В этом году, несмотря на внушительные цифры принятых обращений, все-таки снизилось их общее количество. Как вы это прокомментируете?
— Хочется надеяться, что наниматели стали более законопослушны, а работники лучше знают свои права. Наше управление системно занимается профилактикой правонарушений в сфере трудового законодательства. Ежемесячно по утвержденному графику проводим выездные приемы в организациях города, участвуем в выездных приемах, организованных комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, которые проводятся в территориальных центрах занятости или социального обслуживания населения. Практикуем проведение прямых телефонных линий, что является очень оперативной и эффективной формой консультирования граждан. Мы не имеем права трактовать законы, но разъяснить порядок применения на практике обязаны, что и делаем по просьбам нанимателей и работников предприятий и организаций, независимо от формы собственности.
Традиционными стали семинары по актуальным вопросам для представителей частных фирм, поскольку именно в отношении таких организаций поступает больше обращений.
В прошлом году мы продолжили планомерную работу по правовому просвещению учеников старших классов, разъясняя им вопросы труда молодежи, порядок трудоустройства, так как, анализируя обращения, мы заметили, что некоторые наниматели пользуются неопытностью молодых людей, трудоустраивающихся впервые.
— Инспекции труда в той или иной форме существуют во всем мире. Общаетесь ли со своими коллегами?
— Действительно, подобные структуры есть во всем мире и существуют уже 96 лет. С коллегами общаемся, обмениваемся опытом. Кое-какие наработки хотелось бы внедрить и у нас. Недавно был на семинаре в Латвии. Строительная отрасль в любой стране травмоопасна. И не секрет, что именно на стройках чаще всего работают гастарбайтеры или местные «шабашники». Так вот в Латвии с каждым работником заключен индивидуальный контракт, на его спецовке есть бейдж, который без контракта не получишь. Вот таким образом там борются с нелегалами на стройках.
Я сейчас не рассматриваю вопросы «серых» зарплат, это отдельная интересная тема, говорю только о профилактике травматизма. Когда между нанимателем и работником есть трудовой договор (контракт), то первый предпримет необходимые меры для охраны труда, второй воспользуется правом отказаться от работы, если, допустим, нет ограждения, спецодежды.
— Бывают ли ситуации, когда нанимателя надо защищать от работника?
— Да. Иногда так происходит потому, что работник трактует законодательство в свою пользу: изучил права, игнорируя обязанности. Приходится сталкиваться и с профессиональными жалобщиками, и с людьми, которые готовы использовать государственные органы, чтобы кому-то насолить. Законодательство регулирует порядок рассмотрения обращений всех граждан, независимо от их мотивов, а госинспекторы выполняют свои обязанности в рамках предоставленных полномочий.