Спутать наш Кировск с тезкой в другом уголке бывшего СССР немудрено. Такая типичность больно ударяет по имиджу города и всей его околицы. Это не Полоцк и не Несвиж, за коими стоят исторические имена. Опрос, который я провел среди специалистов туристической индустрии, подтвердил догадку: где точно находится Кировск, никто из них не представляет. Не скрою, я и сам предполагал, отправившись в путешествие к «земле неизвестной», что окажусь где–то под Могилевом (судя по подчинению района областному центру). На самом деле — от Кировска рукой подать до Бобруйска. Это даже не восточная, а самая что ни на есть центральная Беларусь! Разведка на местности дала много открытий. Этот скромный уголок страны может стать Меккой для путешественников. Достаточно сказать, что еще с советских времен тут сохранилась уникальная санаторная база.
По следам «Старого Ольсы»
Дома отдыха между Бобруйском и Кировском выстроились один за другим: и это не только санатории, но и агроусадьбы, домики рыбака. Несмотря на то что Могилевщина — вообще не такой популярный у путешественников регион, как, например, Гродненщина, но в перспективе междуречье Березины и рек Олы и Ольсы (кстати, по ней именуется известная группа «Старый Ольса») может превратиться если не в крупный, то не последний туристический центр.
Чтобы смотреть достопримечательности, ехать нужно, конечно, не в Кировск. Здесь, впрочем, я бы посоветовал побывать ценителям соцреализма. Перед зданием райисполкома высится огромная фигура товарища Кирова. И уже своим присутствием на центральной площади статуя заставляет задуматься: почему здесь стоит он, вождь ленинградских пролетариев, а не «общепринятый» Ленин? Понятно, что название городка обязывает. Но монументальной фигуры вождя социалистической революции я в поселении вовсе не обнаружил. Этим местечко кардинально отличается от других райцентров страны.
То, что до 30–х годов прошлого века город Кировск значился селом Кочеричи, к его биографии ничего не добавит. О том прошлом, впрочем, еще напоминают деревянные жилища с характерными украшениями крыш и фасадов, чудом уцелевшие подле «хрущевок».
Наследство Орловского
Грамотному путешественнику достаточно знать, что в Кировском районе расположен СПК имени Кирилла Орловского, и ему станет сразу все ясно. Колхоз, который в свое время возглавлял Орловский, слыл одним из лучших хозяйств страны — не только Белоруссии, но и СССР. С тех пор следы былого величия дают о себе знать на каждом шагу. Деревня Мышковичи, недавно переименованная в агрогородок, выглядит вполне урбанистически. Если бы не характерная для любого села умиротворенность, то можно сказать, что тут произошла та историческая «смычка города и деревни», о которой мечтали строители социализма.
Село Мышковичи и город Кировск находятся примерно на одном уровне развития. И вдобавок почти слились в одно поселение — так, что не понять, кто чье «предместье». Дом культуры, построенный в деревне по проекту архитектора Георгия Заборского (автора монумента на площади Победы в Минске), своим силуэтом подтверждает высокий статус. Эта громадина внешне напоминает отнюдь не очаг духовности, а правительственное сооружение — мол, тутошний народ не лыком шит.
По хозяйственным показателям вотчина Орловского и сегодня дает фору многим СПК. Но отныне это место будет известно и вот еще почему. На днях здесь открылся первый в стране санаторий на селе. Он также носит имя Орловского, как и «колхоз», который вложил деньги в создание туристической и оздоровительной базы.
Последний из могикан
Отработал — и на курорт. По такому принципу теперь живут многие пахари СПК имени Орловского. Они пока главные обитатели здравницы. Санаторий загружен чуть более чем наполовину. И прогнозировать, когда выйдет на самоокупаемость, трудно. Здесь установлено дорогое оборудование, и для сельчан оно в диковинку: лечебные души, ванны, массажные кресла, аппарат для внутривенного лазерного облучения крови, инфракрасная сауна. Роскошь!
— Но эта роскошь должна приносить деньги. Прибыль же возможна лишь в том случае, если сюда поедут туристы из других регионов и обязательно из–за границы, — рассуждает Николай Мазур, директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно–курортному лечению населения. — Уточню: санаторий существовал и раньше. Но он единственный из сохранившихся при бывших колхозах — последний из могикан. И так как вновь работать начал недавно, после трех лет ремонта, то требования к нему выставляются пока нежесткие. В новооткрытом корпусе всего 66 мест, но строится еще одно помещение — на 100 коек. В идеале здесь должно быть не менее 200 — 250 мест — тогда можно будет говорить о прибыли и экспорте услуг.
Впрочем, хозяйственная жилка у рассветовцев сильна, как и прежде. Даже минеральные источники, которые бьют из–под земли на территории хозяйства и санатория, не расходуются понапрасну: вода идет в продажу.
Все комнаты санатория сейчас заняты отдыхающими, но, видимо, здравница не ограничится приемом желающих подлечиться. По большому счету, здесь может развиться нужный на этой земле центр придорожного сервиса. Даже зимой, когда в санаториях не хватает отдыхающих, номера для постояльцев вряд ли будут пустовать — их можно сдавать проезжающим путешественникам и на ночь. Быт устроен на уровне отельных трех звезд.
Променад верхом
Единственное, что меня смутило, — пейзаж санаторной околицы. Сквозь негустой лесок виднеются хозпостройки СПК, парка рядом тоже нет — сплошное поле. Не самая идиллическая картина...
Чем компенсировать скудость природного ландшафта? Придется ехать за пределы здравницы.
— Обождите, — останавливает меня Наталья Шаплыко, директор санатория. — Инфраструктура создается. И к лету все может измениться. Мышковичи славятся своей конно–спортивной школой. На ее базе при санатории откроется манеж. Лечебная верховая езда станет одним из наших эксклюзивных предложений.
Пока же придется свой отпуск планировать с учетом тех баз отдыха, которые уже работают. По словам Ольги Горшковой, заместителя председателя Кировского райисполкома, в районе создано около 20 объектов агроэкотуризма, в том числе усадьба «У Миленчан», Домик рыбака на 50 мест, расположенный на берегу Чигиринского водохранилища (кстати, собственность «Рассвета»).
Дворец международных связей
— И все–таки главная наша достопримечательность — это дворец в Жиличах, — указывает маршрут путешественникам Владимир Пискижев, председатель Кировского райисполкома. — Этот памятник архитектуры — бывшее имение землевладельца Булгака. Уровень сохранности дворца поражает: внутри уцелели украшения эпохи классицизма. По масштабу дом можно сравнить разве что со знаменитым гомельским дворцом Румянцевых — Паскевичей. И первая часть отреставрированной резиденции будет сдана уже в этом году.
От санатория имени Орловского до Жиличей рукой подать. Да и от Минска недалеко — 2 с половиной часа езды. До недавних пор бывшую резиденцию Булгака занимал сельскохозяйственный колледж. А изначально здесь, в роскошных залах, когда–то были собрания ценных произведений искусства, действовала часовня, содержалась оранжерея. Все это восстановят по фотографиям, сделанным до Первой мировой войны.
Стоит добавить, что строил Жиличский дворец Кароль Подчашинский — этот архитектор в свое время сделал много для украшения залов Виленского университета и примыкающего к нему костела Святых Иоаннов — стиль отделки именно этих построек напоминает почерк зодчего в белорусском селе. Кроме того, Подчашинский — ученик легендарного Лауринаса Гуцявичюса, проектировщика вильнюсских кафедрального костела, городской Ратуши. Все это свидетельствует о культурном международном контексте, в котором «варился» творец жиличского шедевра. Этот факт заинтересует, думаю, и литовских путешественников.
Жиличский дворец с красивейшим парком, санаторий Орловского и легендарный «Рассвет» с гигантским Домом культуры, окрестные агроусадьбы, Чигиринское водохранилище — пожалуй, на этой оси могут взойти первые ростки туризма в районе. Хотя если подходить глобально, то Кировск и окрестности вряд ли станут самодостаточным центром приема путешественников. Выгодно «продать» достопримечательности можно лишь в пакете с соседним Бобруйском. Тогда есть шанс, что получится конкурентоспособный продукт не только для страны, но и для Восточной Европы. О стратегии продвижения своего края стоит вместе подумать властям обоих регионов и представителям турбизнеса.
Курорт на фоне соцреализмаСпутать наш Кировск с тезкой в другом уголке бывшего СССР немудрено. Такая типичность больно ударяет по имиджу города и всей его околицы....