Насилие в белорусских школах: вымысел или реальность?. 21.by

Насилие в белорусских школах: вымысел или реальность?

26.03.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Насилие в белорусских школах: вымысел или реальность?

Журналистка газеты "Витьбичи" рассуждает на тему насилия в школах.

 Оговорюсь сразу: тема эта для обсуждения малоприятная. Она как тонкий лед: и поскользнуться можно, и провалиться в воду, и даже утонуть. Тем не менее ежедневно тысячи взрослых и десятки тысяч детей ступают на него, не думая об опасности, и благополучно проходят весь путь: от урока к уроку, от четверти до четверти, от первого класса до выпускного. Иногда, правда, лед трескается, педагоги и ученики проваливаются в полынью и начинают в ней барахтаться, призывая на помощь. Пощечина Эта сцена даже спустя 40 лет стоит у меня перед глазами…

Звенит звонок, мы все рассаживаемся за парты, только несколько мальчишек замешкались — сцепились у доски, стали толкаться и сели на место не сразу, а лишь после окрика учителя труда. Взвинченный кем-то еще до занятий, он подозвал к столу одного из нарушителей дисциплины и влепил ему пощечину! Класс затих, затем кто-то захихикал, а у меня из глаз ручьем хлынули слезы. Потом долгие годы я старалась понять, что же меня так потрясло в этой сцене? Может быть, то, что взрослый сильный мужик ударил самого маленького в классе да обиженного судьбой мальчишку, который сильно заикался и был объектом постоянных насмешек.

Пусть бы применил силу к кому-нибудь другому, например, к второгоднику Лешке, который в восьмом классе был уже метра под два и тоже участвовал в потасовке! Мне казалось, что след от пощечины горит и у меня на лице… На перемене одноклассники стали меня утешать, подошел и пострадавший: «Ты что, перестань, мне совсем не больно!» Следующий урок труда класс прогулял в полном составе. Инициатором «забастовки» стала я — тихоня и отличница, никогда не имевшая по поведению ни одного замечания. Как-то рассказала об этом случае дочери — недавней школьнице.

И услышала неожиданное: « Учитель поступил правильно! Я однажды зашла на урок труда к мальчишкам — это же дикое стадо! Как с ними можно справиться? Один молотком размахивает, другой станок крутит, третий мобильник достал, играет в игру. Поразилась выдержке учителя. Он всех успокоил, усадил, заставил заниматься делом и не сорвался. Я бы их всех поубивала…»

Что ж, давайте будем откровенными: почти у каждого родителя случались моменты, когда и собственному ребенку хотелось отвесить оплеуху. И многие, ой, многие в той или иной степени грешили или грешат рукоприкладством, хотя прекрасно знают, что бить детей нельзя и даже маленькое насилие, примененное к маленькому человеку, обязательно вернется уже выросшим.

Но проходит минута, и мы прощаем своих детей. Радуемся, если сдержались, переживаем, если сорвались. А они всегда (и мы хотим в это верить!) прощают нас. Но не прощают других — посторонних взрослых… Получишь по макушке! «Здравствуйте! Помогите нам! Учитель черчения и труда постоянно избивает учеников. На его уроки никто ходить не хочет, все боятся. А руководству школы все равно!» Письмо, поступившее на сайт нашей газеты в первых числах марта, сопровождалось видеосъемкой, сделанной с помощью мобильного телефона. Видно было, как метался по классу подросток, как затем его схватил за воротник и вытолкал за дверь взрослый, скорее всего, педагог.

Ситуация требовала немедленного вмешательства, и мы связались с городским отделом образования. Его начальник Владимир Аркадьевич Шлома отреагировал очень быстро: буквально через два часа после нашего с ним разговора в гороо были приглашены директор и завуч этой школы, а также и сам «виновник торжества» — учитель труда, который рассказал, как это все случилось.

 «Прозвенел звонок. Собрались ребята, я начал урок. Все меня устраивало. Дисциплина была нормальная. Прошло уже минут 5—7, как открылась дверь и вошел Ваня, попросил разрешения сесть, я показал рукой, мол, садись. И продолжил объяснение. Но он развалился на стуле и стал разговаривать с соседом — баловным парнем. Говорю, мол, не шуми, не мешай нам работать. Но он продолжил беседу.

Я честно его предупредил: «Прекрати, а то получишь по макушке!» Пересадил его соседа за другой верстак. Я показывал картинки по ходу урока небольшого формата, делал и рисунки на доске. Потом пошел к центру мастерской. И вдруг Ваня подскочил и стал убегать. Я ему: «Ты куда? Садись!» Он обежал класс по проходу и сел. Потом вскочил и подошел к другому соседу, снова стал разговаривать. Я не выдержал — взял за воротник и вытолкал его из класса. Бить не бил, кулаками не махал, но за воротник держал. Когда он ушел, атмосфера в классе воцарилась нормальная, все работали. Повторюсь: не бил, по попе не шлепал, а вот за воротник взял. Мне самому неприятно, что так сделал.

Ваня благонравием вообще-то не отличался, и не думаю, что требование дать дневник на него подействовало бы. Он и ранее получал замечания. Вообще, на него как найдет — иногда работает, если попадет в нормальную бригаду, где нет ленивых учеников…» Противостояние На следующий день в школе провели родительское собрание.

Приглашенные на него мамы и папы разводили руками: как такое могло произойти? Дети ни о чем подобном не рассказывали, наверное, это единичный случай. Недоумение и беспокойство вызвал не только и не столько поступок учителя, сколько поведение самих учеников. Откуда такая изобретательность, изощренность и даже жестокость по отношению к педагогу? Обсуждали события последних дней и на педсовете.

 Как говорится, меры были приняты оперативные и адекватные, руководство школы, районного и городского отделов образования заняло принципиальную позицию, сказав такому поступку учителя твердое «нет». Кстати, в правилах внутреннего трудового распорядка и в контрактах, которые заключают с педагогами, этот вопрос оговорен вполне конкретно: «Педагогические работники несут ответственность в соответствии с законом за применение антипедагогических мер воздействия на учеников».

Однако давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Как назвать, к примеру, поступки учащихся, направленные на подрыв авторитета учителя, и как с ними бороться? В принципе, можно исключить такого хулигана из школы, и закон разрешает это сделать, однако не ранее, чем он окончит 9 классов, т.е. получит базовое образование.

 Кроме того, школа сама не принимает такое решение, а выносит предложение на комиссию по делам несовершеннолетних.(Кстати, за последние лет 8—10 прецедентов в городе не было). Учитель может обратиться к администрации учреждения образования, сообщить о фактах нарушения дисциплины, и нерадивого ученика попробуют призвать к порядку на совете профилактики с участием представителей правоохранительных органов, медиков, родителей.

Если этих мер будет недостаточно, можно ходатайствовать перед комиссией по делам несовершеннолетних о наложении административного взыскания на родителей и постановке нарушителя на учет. А вот двойка по поведению, или, в современном варианте, «неуд», которая долгие годы была существенным фактором и могла повлиять на дальнейшую успешную работу или учебу выпускника в институте, сейчас имеет значение только для тех, кто собирается поступать в «силовые» вузы или работать в милиции и МЧС.

Вот и получается, что случаи, когда ученики нуждаются в защите от учителя, единичны (и слава Богу!), а вот примеров, когда взрослые не могут себя отстоять и пасуют перед школьной стихией, куда больше. Если еще раз внимательно просмотреть злополучное видео, снятое на уроке труда, можно отчетливо услышать злорадное хихиканье того, кто снимал, и, хоть рука у него дрожит, он отчетливо понимает и знает, что делает и зачем.

Очень похоже на провокацию: сначала разозлить учителя, а потом посмотреть, что из этого выйдет… Да и любой педагог может привести десятки примеров, когда наши замечательные ребятишки срывали уроки, хулиганили, безобразничали, доводили учителей до слез, больничной койки. Эту особую изощренную жестокость маленького человека по отношению к взрослому талантливо описал и показал известный белорусский драматург Андрей Курейчик, по сценарию которого был снят фильм «Юленька».

Юная ангелоподобная девочка стала злым демоном, полностью разрушившим жизнь молодого учителя. Вот и в данной ситуации карьера заслуженного педагога, имеющего высшую категорию, аттестованного, готовившего олимпиадников, пошла под откос. Недоработал до пенсии в системе образования, которому отдал свои лучшие годы, немолодой, поседевший, истрепавший нервы и перенесший тяжелую личную трагедию человек. Ушел из школы еще один мужчина, который мог бы стать примером для многих мальчишек. Мог бы… — Наши дети то и делают, что нас испытывают, — заметила Александра Игоревна Гапонова, заместитель начальника городского отдела образования, педагог с многолетним стажем, часть из которого была заработана не где-нибудь в тихом кабинете, а в вечерней школе. — Помню, как пришла туда на первый урок, и один великовозрастный детина лениво так спрашивает: «Когда будем биологию изучать? Хочу знать, как правильно сексуальную жизнь вести». (Конечно, говорил он несколько другими словами). Я отвечаю вполне невозмутимо: «Не волнуйся, когда придет время, природа тебе сама все подскажет». Сейчас иногда думаю, как не сорвалась, как нашлась, ведь была совсем неопытным педагогом.

Этот учитель труда, к сожалению, не сдержался, хотя имеет большой педагогический стаж — 34 года. Но если вы выбрали эту профессию, будьте любезны, держите себя в руках в любой ситуации, помните, кто вы и зачем пришли сюда. Действительно, работать в школе для некоторых — как по тонкому льду идти. Хотелось бы, чтобы во взаимоотношениях педагогов с учениками он таял, а вот под ногами превращался в твердую почву.

С точки зрения юриста Владимир Питянков, юрист управления образования облисполкома: — Я работаю в управлении более девяти лет. Хочу заметить, что подобные ситуации время от времени возникают и в районах области. Приходится выезжать на места, разбираться с неподобающим поведением педагогов. Но такого понятия, как антипедагогическая деятельность, в законодательстве нет. В статье 47 Трудового кодекса Республики Беларусь об этом сказано следующее: « Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением такой работы». Поскольку учитель выполняет и воспитательную функцию, эта статья распространяется на него. Если он нарушает педагогическую этику, совершает аморальный проступок, то может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

 Светлана Иванова, http://www.vitbichi.by

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Журналистка газеты "Витьбичи" рассуждает на тему насилия в школах.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика