После 11 апреля одним из лейтмотивов журналистских статей стало мужественное поведение минчан, помогавших жертвам теракта. Даже так — «необыкновенно мужественное». Порой складывалось впечатление, будто до этого события мы были довольно равнодушными типами, способными безразлично пройти мимо чужого горя, а тут вдруг проявили лучшие человеческие качества. На самом деле ничего необыкновенного не произошло. Мне кажется, случайные свидетели трагедии хватались за носилки в силу хорошей национальной привычки, суть которой в народе формулируется очень емко: поступать по–людски. Это вроде бы размытое понятие немедленно приобретает четкие очертания, едва твой ближний (будь он даже при современной разобщенности посторонним и незнакомым) попадет в беду. Достаточно вспомнить древний обычай толоки, когда всем миром строили дом погорельцу или спасали от голода семью, потерявшую кормильца.
Ровно за два месяца до «черного понедельника», вечером 11 февраля в Минске произошла страшная автомобильная авария, в которой обоих своих кормильцев потеряли две маленькие сестренки: 5–летняя Яна и 10–месячная Алиса. «Опель», в котором они ехали вместе с родителями по Минской кольцевой автодороге, несильно столкнулся с автомобилем «Пежо». Хозяин «Опеля», как положено, выставил знак аварийной остановки, включил световую сигнализацию и принялся осматривать незначительные повреждения своей машины. Жена оставалась с дочками в салоне авто. В этот момент и последовал таранный удар: на большой скорости в «Опель» врезался автомобиль «Фиат–Мареа». Отец двух дочерей, хороший врач и замечательный человек, капитан медицинской службы Алексей Онуфриенок погиб на месте. Его жена Людмила получила тяжелейшие травмы и через пять дней скончалась в больнице.
На днях расследование этого происшествия завершено, установлена вина водителя «Фиата», который двигался с опасной скоростью в тумане и по скользкой дороге. Говоря милицейским языком, он «не убедился в безопасности маневра перестроения и не предпринял своевременные меры по остановке своего автомобиля». Но речь не о нем.
Подлинные герои этой истории — молодые супруги Велигуровы, которым ничего не стоило промчаться мимо искореженных машин. Чуть вдавил педаль — и кошмарная картина останется далеко позади. Однако Николай и Мария затормозили и, обозначив свой «Форд–Фокус» знаком и аварийкой, бросились к месту ДТП.
— Они серьезно рисковали жизнью, — убежден следователь Николай Ракитин, разбиравшийся в этом происшествии. — Движение на кольцевой в тот момент было очень интенсивным, но ребята действовали аккуратно и весьма решительно.
В разбитом «Опеле» плакали и кричали две девочки. У старшей, как потом выяснилось, был перелом ключицы, младшая не пострадала. Николай Велигуров определил, что проникнуть в автомобиль, стиснутый между двумя машинами, не удастся — двери заклинило, к багажнику не подступиться. В любой момент «Опель» мог вспыхнуть: многие помнят, как в похожем ДТП у цирка несколько лет назад сгорела «Мазда», на заднем сиденье которой погиб ребенок. Велигуровы разбили лобовое стекло пострадавшей машины, сначала уговорили старшую сестру передать им Алису, затем достали и вторую девочку. До приезда «скорой» и спасателей Николай и Мария успокаивали спасенных детей в своем автомобиле.
— Мы хотели бы искренне поблагодарить этих людей, — выражает мнение минской милиции Н.Ракитин. — Не скажу, что они совершили подвиг, скорее, это был достойный гражданский поступок. В непростой ситуации Николай и Мария Велигуровы не растерялись, а что самое главное — не остались равнодушными, не проехали мимо.
Теперь несчастным сестрам предстоит детство без родителей — под опекунством близких родственников.
Виновника этой драмы ждут суд и пожизненно тяжкая душевная ноша.
А заслуженное уважение окружающих ожидает минчан Велигуровых, которые всего лишь не изменили привычке поступать по–людски.