Белорусская милиция периодически проводит операцию «Арсенал». Ее главная задача — дать населению возможность добровольно сдать незаконно хранящееся оружие и таким образом избежать уголовной ответственности. Очередной этап этой операции начался сразу после теракта в метро 11 апреля и продолжается до сих пор. Операция объявлена бессрочной…
На начало мая в масштабах страны из незаконного оборота было изъято более 2 тысяч единиц оружия, более 20 кг взрывчаты веществ. Возбуждено более 150 уголовных дел.
О некоторых особенностях работы органов милиции в ходе операции «Арсенал» на примере Фрунзенского района Минска — самого большого в столице, корреспонденту интернет-газеты Naviny.by рассказал инспектор по разрешительной системе Фрунзенского РУВД Дмитрий Чирко.
— В настоящее время проводится бессрочная операция «Арсенал». Много ли изъяли незаконно хранящегося оружия?
— Изъят газовый пистолет, ружье, 1201 боеприпас и 52 сабли. Операция «Арсенал» проводится для того, чтобы граждане добровольно сдавали оружие и боеприпасы, тем самым освобождая себя от уголовной ответственности. После 13 апреля жители района добровольно сдали 12 единиц незарегистрированного оружия и более 4600 патронов. Наиболее интересные экспонаты из сданного оружия — пистолет «Парабеллум» и винтовка Мосина.
По поводу пистолета к нам обратился гражданин 1924 года рождения. Он пояснил, что в 1946 году его назначили на должность председателя сельсовета, а поскольку время было послевоенное, неспокойное, то представителю местной власти выдали трофейное оружие, никто тогда никаких разрешений не оформлял. Вместе с пистолетом старик сдал и 20 патронов. Кстати, патроны к немецким автоматам, но они подходили и для стрельбы из «Парабеллума». В общем, 65 лет оружие хранилось незаконно.
Что касается винтовки, то ее нашел гражданин, ремонтируя крышу недавно приобретенного дома. Судя по состоянию винтовки, она хранилась в непригодном месте — вся ржавая, хотя и боеспособная. А вот пистолет был в отличном состоянии!
Четыре тысячи патронов сдал пенсионер — такое наследство ему осталось от брата, который привез боеприпасы из России много лет назад. Когда этот человек принес три сумки патронов, я подумал: за незаконное хранение одного патрона можно получить 12 лет, а здесь четыре тысячи патронов!
Кроме незаконно хранящегося оружия, граждане добровольно сдали 39 единиц зарегистрированного оружия.
— Как это — добровольно сдали? Оружие ведь недешево стоит…
— Добровольная сдача оружия — это аннулирование разрешения на хранение. А что касается финансовой составляющей, то человек вправе перерегистрировать оружие на другое лицо, продать через специализированный комиссионный магазин или сдать в утиль.
Вот этот охотничий карабин «Браунинг» принадлежал человеку, который недавно умер. Его родственники позвонили нам и спросили, как поступить с оружием. Мы разъяснили, что его необходимо сдать нам на временное хранение, о чем они получат справку. Через полгода, когда наследники вступят в свои права, они смогут принять решение о карабине как о материальной ценности: переоформить на кого-то из членов семьи, продать. Кстати, стоит он примерно 400 долларов. Или вывести «Браунинг» из боевого состояния и хранить на память как муляж. В таком виде его можно даже повестить на даче не стенку у камина…
— Если у человека есть лицензия на право коллекционирования оружия, он тоже может повесить его на стенку?
— Нет! Боевое оружие необходимо хранить только в сейфе. За несоблюдение порядка хранения оружия, во-первых, аннулируется разрешение, во-вторых, нарушитель привлекается к административной ответственности. К слову, за месяц внепланового «Арсенала» владельцы 33 единиц зарегистрированного оружия лишились права на его хранение, так как привлекались к административной ответственности за хулиганство или распитие алкогольных напитков или появление в общественном месте в пьяном виде.
— Сколько в вашем районе в течение месяца возбуждено уголовных дел за незаконное хранение оружия и что можно сказать о фигурантах?
— Возбуждено три уголовных дела. Все фигуранты ранее не конфликтовали с законом. Может, только 32-летний «черный копатель» имел такие перспективы. Двое других — законопослушные граждане, один из которых прихватил два патрона со службы в армии и, по его словам, берег их на память. Поэтому если у кого-то еще хранятся такие сувениры, милости просим к нам добровольно сдать их, чтобы спокойно жить.
— Сведения о незаконно хранящемся оружии — чаще всего оперативная информация или граждане сообщают?
— После трагических событий 11 апреля граждане стали более бдительны. К примеру, сообщили, что некий человек ищет покупателя на ружье и патроны. Мы выбыли по указанному адресу и точно: нашли незарегистрированное ружье и патроны, совершенно к нему не подходящие. Упомянутые сабли, относящиеся к холодному оружию, мы изъяли у «черного копателя», информацию о котором собирали по крупицам.
— Теперь изымают оружие даже из школьных музеев?
— В нашем районе пока изъято несколько учебных мин. Что касается школьных музеев, то надо провести тщательную инвентаризацию оружия, проверить документы на него. Я считаю, что в школьных музеях можно хранить только муляжи оружия и боеприпасов.
— Как вы думаете, сколько еще продлится операция «Арсенал»?
— Полагаю, долго. Пока не будет уверенности, что на руках у населения не осталось незаконно хранящегося оружия. Пока же, по имеющейся информации, далеко не все разоружились.