Известному белорусскому модельеру Саше Варламову более чем в два раза увеличили размер якобы причиненного им ущерба. Российские коллеги модельера возмущены случившимся.
Напомним, 17 мая на сайте МВД появилось сообщение о том, что Главным следственным управлением предварительного расследования Министерства внутренних дел возбуждено уголовное дело в отношении художественного руководителя Центра молодежной моды Белорусского государственного университета, известного модельера, основателя и руководителя фестиваля «Мельница моды» Саши Варламова.
Дело возбуждено по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 426 (превышение служебных полномочий) и ч.3 ст. 210 УК Беларуси (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями).
«Основанием для возбуждения дела явились материалы проверки ГУВД Мингорисполкома, установившей факты систематического присвоения и использования не по назначению Варламовым А.Л. в 2007-2010 гг. денежных средств в сумме свыше 300 млн. рублей, предназначавшихся для выдачи в виде командировочных расходов членам делегаций, участвовавших в проведении показов за пределами Беларуси в рамках фестиваля «Мельница моды», — говорилось в сообщении МВД.
В тот же день с Варламова была взята подписка о невыезде и неразглашении, а у него дома и на его рабочем месте прошли обыски.
Комментируя для Naviny.by основаниz для возбуждения уголовного дела, Варламов заметил: «Я делал сумасшедше красивые показы. И наши дизайнеры благодаря им поставили весь мир. Что я еще могу сказать. Если кто-то из дизайнеров из зависти, злости или еще каких-то мелочных чувств написал какое-то заявление — это на его совести. Я горжусь своей страной, горжусь людьми, которые здесь живут, и горжусь результатами своей работы».
22 мая было объявлено, что в отношении Варламова избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. «По уголовному делу, возбужденному Главным следственным управлением предварительного расследования МВД, в отношении Александра Варламова 20 мая избрана мера пресечения в виде заключения под стражу», — отметили в МВД.
Тем временем, «Ежедневнику» удалось выяснить новые подробности дела — сейчас в нем фигурирует иная сумма ущерба — 120 тысяч евро, которые предназначались для выплаты членам делегаций в рамках фестиваля «Мельница моды» и которые Варламов якобы тоже присвоил.
Naviny.by решили обратиться за комментариями к коллегам Варламова, которые оказались не просто удивлены, а возмущены такой новостью.
Президент благотворительного фонда «Русский силуэт», почетный член Российской академии художеств Татьяна Михалкова, которая не первый год сотрудничала с «Мельницей моды» (в частности, регулярно отбирала по итогам фестиваля коллекции, которые представляли Беларусь в Москве на финалах конкурса «Русский силуэт»), призналась, что очень взволнована из-за случившегося и полагает, что Варламова нужно защищать всем миром.
«Я знаю Александра Варламова, много лет. За эти годы фестиваль «Мельница моды» превратился в мощный европейский международный проект, уровень молодых белорусских дизайнеров сейчас сравним с уровнем выпускников лучших школ мира. Безусловно, это заслуга и Александра. Таких одержимых проектом людей очень мало. Они отдают душу и силы, являются модераторами, людьми которых, к сожалению, не так много и во всем мире», — заявила Татьяна Михалкова в интервью Naviny.by.
Как она заметила, «проведение столь глобальных проектов чрезвычайно затратно и не всегда поддается точной бухгалтерской отчетности. Возможно, были просчеты из-за некомпетентности бухгалтерии, я не могу судить».
Но Михалкова заявляет, что «таких людей, как Варламов, нужно защищать всем миром»: «Нам так не хватает суперпрофессиональных организаторов, высококлассных специалистов. Помощь Варламова в проведении финалов международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт» — огромна. Дизайнеры и модели представляли Беларусь на высочайшем уровне, являлись главными партнерами нашего конкурса. Вклад Александра в развитие межнациональных отношений заслуживает высокой оценки вашего государства. Думаю, что правосудие восторжествует, а пока мы все в России волнуемся и переживаем за нашего друга и соратника».
Солидарна с таким мнением и заведующая кафедрой текстильного дизайна Ивановской государственной текстильной академии, профессор, заслуженный работник культуры России, академик Национальной академии индустрии моды и еждународной академии системных исследований Наталья Мизонова, которая является постоянным гостем и членом жюри фестиваля «Мельница моды».
«Я не могу рассуждать о статьях расходов в терминах контрольно-ревизионного управления, но ни на минуту не допускаю корыстного умысла у Саши Варламова», — говорит Наталья Мизонова.
«В настоящее время в СНГ и во всем мире проводится огромное количество конкурсов молодых дизайнеров, отличающихся непосильным для настоящей творческой молодежи регистрационным взносом, дорогим проживанием — то есть, представляющих собой чисто коммерческие мероприятия. Уровень жюри таких конкурсов и самих показов, как правило, очень низок, а самомнение — высоко, — заметила она в комментарии для Naviny.by. — Мне известны лишь несколько «бескорыстных» конкурсов и фестивалей, в частности российский «Русский силуэт», китайский «Humen Cup» и белорусская «Мельница моды». Причем «Мельница моды» по уровню показов и авторитетности жюри не уступает двум первым, а по искренности и радушию приема и организации превосходит их».
Любой конкурс заинтересован в авторитетном международном жюри, объяснила Наталья Мизонова. «И, естественно, оплачивает командировочные расходы, которые можно, как это делает большинство конкурсов, «повесить» на участников и резко снизить доступность конкурса, а можно искать другие источники. Оказывается, что этот благородный мотив опасен для организатора. Видимо, лучше, когда в конкурсе участвуют бездарные дети богатых родителей», — высказала свое мнение профессор.
«Благодаря тактике «Мельницы моды» обоюдную пользу получают как белорусские и европейские студенты, так и преподаватели европейских школ. Варламов создал уникальный проект, в котором принимают участие огромное число начинающих дизайнеров и педагогов из лучших школ дизайна Европы. Важно, что конкурс предполагает прозрачность работы жюри. Естественно, что при такой организации наблюдается постоянный рост уровня качества коллекций», — так охарактеризовала белорусский конкурс Мизонова.
Искренность и честность, наряду с высочайшим профессионализмом резко выделяли «Мельницу» из других подобных конкурсов, призналась она: «Все это обеспечивал Саша Варламов, обладая исключительными качествами для организации такой работы. В сознании всех участников «Мельница» и Саша были просто синонимами. Я не представляю «Мельницу» с другим художественным руководителем».