Прошляпив 8 июня первую акцию «молчаливой солидарности», организованную через социальные сети, за прошедшую неделю власти основательно подготовились к новому выходу молодежи на площадь.
Протестные акции населения начинают неслабо напрягать власти. То автолюбители заблокируют главный проспект столицы, то «бензовозы» остановят движения на погранпереходе, а тут еще не в меру мобильная молодежь, вооруженная телефонами с интернетом и другими гаджетами. Чем может быть опасна солидаризация протестного потенциала в социальных сетях, белорусские власти хорошо помнят по недавним событиям в Египте, Сирии, Ливии и других схожих политическим климатом с Беларусью странах. Поэтому, наверное, и пытались руками спецслужб задушить интернет-протест в зародыше. Но где ж ты эту виртуальную гидру прихлопнешь!?
Уже 14 июня, за день до акции, Генеральная прокуратура выступила с предупреждением«о недопустимости нарушения законодательства о массовых мероприятиях». Распространяемые через социальные сети призывы собраться на площади Генпрокуратура расценила как провокации, а участникам «несанкционированных мероприятий» пригрозила «установленной законом» ответственностью.
Еще большего страху на потенциальных участников акций нагнала милиция. Выступивший со специальным заявлением временно исполняющий обязанности начальника управления информации и общественных связей МВД Беларуси Константин Шалькевич раскрыл «секрет», что у милиции есть данные, якобы во время акции ее организаторами готовятся провокации — «возможно применение взрывпакетов, петард, вплоть до огнестрельного оружия».
«Любые попытки дестабилизировать обстановку, любые попытки посягнуть на законные интересы наших граждан будут пресекаться», — заявил Шалькевич.
Напомним, что организаторы на странице акции в социальной сети «ВКонтакте» неоднократно отмечали, что акция имеет исключительно мирный характер и призывали ее участников не брать с собой какие-либо атрибуты (флаги, транспаранты и т.д.), которые могли бы придать акции политический характер.
Первая подобная акция 8 июня прошла как раз таки в абсолютно мирном ключе. Несколько сотен человек просто сидели на ступеньках Дворца Республики, гуляли по площади или молча стояли.
Намеченный на сегодня подобный променад власти посчитали необходимым решительно пресечь.
Уже за несколько часов до начала акции, которая была запланирована на шесть вечера, на прилегающих к Октябрьской площади улицах было припарковано более десятка единиц спецтехники — милицейские автобусы, автозаки и даже пожарная машина с брандспойтом. Саму Октябрьскую площадь огородили турникетами, а прохожих пропускали через два узких прохода.
Официальная причина таких мер — репетиция на Октябрьской площади неких мероприятий для Дня независимости.
В самом деле, вскоре после 18.00 в центре площади собралась группа молодых людей, которая под выкрики из мегафона принялась не очень энергично выполнять что-то похожее на элементы физкультуры. Пока молодежь «репетировала», на площадь никого не пускали.
Догадаться, что «репетиция парада» — не более чем ширма, предлог, чтобы закрыть площадь, труда не составляет.
Между тем, народ к месту объявленного сбора прибывал, но, не имея возможности пройти на площадь, рассредоточивался по ее периметру. Поэтому оценить хотя бы примерное число тех, кто хотел присоединиться к акции «молчаливой солидарности», было весьма затруднительно. Но наблюдавшие за ходом несостоявшейся акции говорят о тысяче человек. Хотя, возможно, тысяча была и не одна.
Свой подсчет, наверняка, вели и сотрудники милиции. По принятым далее превентивным мерам можно предположить, что количество потенциальных участников акции они посчитали более чем достаточным, чтобы реализовать и другие пункты своего плана.
В частности, были закрыты станции метро «Октябрьская» и «Купаловская». Турникетами также оказалось огорожена площадь Свободы, куда, по некоторой информации, планировали перейти участники акции в случае проблем на Октябрьской. Однако спецназ перегородил улицу Энгельса и пройти никому не давал.
Приехавший к Октябрьской площади Владимир Некляев попытался вступить в диалог с представителями правоохранительных органов и выяснить у них, почему людей не пропускаю на площадь, но ответов на свои вопросы не получил. «Уже просто не пускают людей на площадь. Это наглое нарушение прав и свобод человека», — возмущался Некляев.
Владимир Некляев пытается побеседовать с замначльника ГУВД Игорем Евсеевым
Примерно около 19.00 спецназ начал постепенно вытеснять людей, стоящих по периметру площади. Через громкоговорители сотрудники милиции постоянно информировали собравшихся о несанкционированном характере акции и предлагали гражданам «не кучковаться».
Тех, кто стоял возле универсама «Центральный» шеренга милиционеров вытеснила за ГУМ и еще дальше в сторону площади Независимости, а тех, кто собрался с другой стороны Октябрьской площади — к зданию цирка и далее в сторону площади Победы. Примерно к половине девятого милиция закончила рассеивать сограждан. До следующей среды?
Есть основания предположить, что милицейские турникеты не остановят «молчаливую солидарность». А из сегодняшней неудавшейся акции ее организаторы вынесут полезный для себя полезный опыт.
Акция «молчаливой солидарности» в других городах
Акции «молчаливой солидарности» сегодня прошли и в других городах Беларуси.
В Бресте на главную площадь города — площадь Ленина, вышло около пятисот человек. Площадь не была огорожена, но на подходах к ней милиция проверяла у прохожих сумки и документы.
Однако не обошлось без задержаний. По имеющейся информации, задержаны десять человек, в том числе активист движения «За свободу» Денис Турченяк, член оргкомитета партии БХД Дмитрий Шурхай, корреспондент «Брестской газеты» Станислав Коршунов, активист незарегистрированного «Молодого фронта» Евгений Скребец, а также два журналиста — Михаил Ильин и Дмитрий Боцак.
В Гродно задержали около 15 человек, которые пытались пройти на Советскую площадь. Именно сегодня вечером там неожиданно был организован праздник профессионального образования. Среди задержаны — Надежда Крапивина — жена политзаключенного Алеся Киркевича.
В Могилеве площадь Ленина оказалось в плотном кольце омоновцев и сотрудников местного облисполкома. Около пятидесяти человек, пришедших на акцию, стояли на другой стороне площади напротив здания облисполкома.
В Витебске на площади Победы насчитали примерно шестьдесят человек и, как минимум, три милицейские машины. На походе к площади был задержан фотокорреспондент Сергей Серебро. Он не успел сделать ни одного снимка.
В Гомеле на площади Ленина собрались около 180 человек. Милиционеры через громкоговорители предупредили гомельчан, что на площади готовится несанкционированная акция и предостерегли граждан от участия в ней, урожая административным и уголовным преследованием.
Затем спецназ стал оттеснять людей с площади. Есть задержанные — журналисты Павел Мицкевич и Лариса Щирякова, региональный лидер движения «За свободу» Петр Кузнецов и еще трое участников акции.
В Борисове было задержан около 10 человек из тех, кто собрался на центральной площади города возле здания исполкома. Среди задержанных — Михаил Васильев, который во время президентских выборов был доверенным лицом Владимира Некляева.
На аналогичную акцию в Жодино к площади у ДК «БелАЗ» пришло около 30 человек. По предварительной информации, задержано два человека.
На акцию «молчаливой солидарности» вышли также жители Лиды, Слуцка, Бобруйска, Мозыря, Полоцка, Кобрина и других городов.
Есть основания предположить, что милицейские турникеты не остановят «молчаливую солидарность». А из сегодняшней неудавшейся акции ее организаторы вынесут...