Водители, которые демонстрировали удивительную дисциплинированность всего год–два назад, опять перестали пользоваться ремнями безопасности. Оперативные сводки, живописующие аварии с тяжелыми последствиями, буквально пестрят лаконичным «погибший был не пристегнут». Когда ГАИ перестала останавливать всех подряд «за ремень», многие водители прекратили соблюдать элементарные нормы пассивной безопасности.
Олег Тюрин, начальник отдела пропаганды и агитации УГАИ Миноблисполкома, рассказал, что на одной из 8 главных областных магистралей регулярно проводится своеобразный мониторинг:
— Ставим камеру на запись, а потом подсчитываем тех, кто был пристегнут, и тех, кто посчитал это излишним. Главный вывод: большинство сидящих на задних сиденьях пассажиров не пристегиваются в принципе, словно и нет такого пункта в Правилах дорожного движения. Они не понимают, что ремни стоит пристегивать не для инспектора ГАИ, а ради сохранения собственной жизни. Буквально с разницей в месяц на одном из участков дороги Минск — Национальный аэропорт произошло два очень похожих ДТП, но с разными последствиями. В первом случае за рулем был водитель, который позаботился о безопасности своих детей–пассажиров, — малыш был пристегнут в автокресле, а 8–летний мальчик — просто задним ремнем. По непонятным пока причинам машина перевернулась, но ребята отделались небольшими ушибами как раз потому, что были пристегнуты. Во втором же случае не пристегнутые на заднем сиденье дети после ДТП выпали из раскрывшейся двери машины и получили очень тяжелые травмы.
Увеличение размеров штрафа вряд ли решит проблему. Сознательность водителей от этого не возрастет, считает Тюрин:
— За нарушение правил пользования ремнями безопасности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 1 базовой величины. За повторное в течение года нарушение водителю уже грозит штраф в размере от 2 до 5 базовых величин. Но пугать людей должны не размеры штрафов, а возможные последствия беспечной езды.
Например, в большинстве новых автомобилей система безопасности комплексная: срабатывает только в совокупности нескольких элементов. То есть если вы не пристегнуты, подушки безопасности могут и не «выстрелить». Но наши водители научились обманывать заботливую электронику. Недавно по роковой случайности под Нарочью попал в аварию новенький джип. Несмотря на то что машина была оборудована самыми совершенными мерами защиты, водитель умер на месте. Сложную систему, скорее всего, чтобы не раздражала пиликаньем–напоминанием, он просто «обошел»: вставил ремни в замки, протянув их за своей спиной. Сработавшие подушки безопасности оказались абсолютно бесполезными.
Юлия АНДРЕЕВА.
Вопрос–ответ
«Купил моторную лодку, знаю, что надо ее зарегистрировать. Куда обращаться, в ГАИ?» — поинтересовался в письме в редакцию Василий Борисюк из Гомеля. Вопрос мы переадресовали старшему инспектору по особым поручениям УГАИ МВД Анне Банадык.
— К нам часто обращаются с подобными просьбами, — не удивилась она. — Но лодки регистрирует не ГАИ. Есть Правила государственной регистрации судов, утвержденные постановлением Совмина. Они обязывают владельца в течение 30 суток с момента приобретения плавсредства подать заявление в Государственную инспекцию по маломерным судам. В течение 10 рабочих дней судно зарегистрируют. Этой процедуре подлежат маломерные суда (в том числе гребные лодки с грузоподъемностью от 225 килограммов), суда с подвесными двигателями и гидроциклы. В инспекцию надо принести заявление, паспорт владельца, документы, подтверждающие законность приобретения судна и двигателя к нему, и квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию в судовой книге. Напомню, плавать на незарегистрированных лодках, не прошедших первичный техосмотр, а также без нанесенных бортовых номеров запрещено. Обязательно должны быть спасательные и водоотливные средства, швартовые приспособления, якорь, весла, а на моторной лодке — еще огнетушитель и аптечка.