Швейцарский электропоезд «Штадлер» провез первых пассажиров по пригородному маршруту Минск — Заславль. Около сорока минут в пути, плавный ход, современная система кондиционирования, удобные сиденья, розетки для техники, видеокамеры, места для инвалидов и мам с колясками. Первая городская электричка вроде бы пришлась по вкусу жителям Минска и пригорода. Все ее достоинства и сопутствующие недостатки попробовали оценить корреспонденты «СБ».
Конечно, сравнивать обычную «эрку» и новый «Штадлер» почти то же самое, что искать общие черты у роскошной яхты и катамарана. Отличается все, от наполнения до управления. Например, у машиниста в кабине нет напарника. Фактически его функции выполняет специальный электронный браслет: если машинист уснул или ему стало плохо, тот подает сигнал на контроллер — и поезд автоматически останавливается. Вообще, вся кабина буквально напичкана всевозможной электроникой.
Не отрываясь от приборов управления электропоездом, Зураб Павлеашвили говорит мне:
— Приходилось три месяца переучиваться, да и своеобразный кастинг был, который прошли всего шесть машинистов. Но это мелочи: в целом много другой работы впереди. Например, строительство специального пути.
Действительно, пути до Заславля строят до сих пор. По подсчетам, вложенные в сам электропоезд деньги — 6 миллионов евро — еще цветочки по сравнению с тем, что придется потратить на саму дорогу: цифру можно смело умножать на семь. Второй немаловажный вопрос, который тут же встает, — инфраструктура. Электричка–то ходит, пусть пока в тестовом режиме, но как добраться до нее? Сейчас, к примеру, только прокладывается дорога до разворотного кольца у торгового дома «Ждановичи» на станции «Лебяжий»: всего метров триста — четыреста, но в межсезонье идешь, считай, по грязи. До сентября проблему обещают снять. Повис пока в воздухе и вопрос, когда именно свяжут вторую линию метро и линию первой городской электрички? Но на станции Минск–Северный уже начато строительство посадочных платформ и пешеходного тоннеля к станции метро «Молодежная». Ну и потом, интересно, сколько пассажир в итоге выиграет по времени? Пока до Заславля экономия выходит минут 5. Осенью скорость поезда обещают увеличить так, чтобы городская электричка на 15 минут обгоняла обычную.
Железнодорожников, безусловно, прежде всего волнует, поедут ли люди? Удастся ли разгрузить автобусы, троллейбусы, маршрутки? Судя по тестовой поездке, в вагоны «Штадлера» садятся охотно. Однако есть «но»: у тех, кто купил билет на обычную электричку, два варианта — либо заплатить в вагоне две тысячи за поездку, либо дождаться на платформе следующую. Дачникам и жителям пригорода с ценами на проезд помогают разбираться прямо в кассах.
Разговорилась с Юлией Беккер. Ей понравился новый поезд:
— Мы сегодня с ребенком специально с самого утра решили прокатиться. Дочка, которая бывала у бабушки в Германии, сразу нашла сходства с немецкими электропоездами. Живем в Колодищах, вот бы туда такая ходила.
Вообще, в будущем на городских маршрутах планируется запустить 6 подобных поездов, еще 4 — на региональных. Городские линии должны связать Минск с городами–спутниками, а значит, их пассажирами станут десятки тысяч человек. Пока же приживается первый «Штадлер», у специалистов еще есть время исправить все недоработки.