То, что многие совершившие ДТП под хмельком предпочитают отоспаться, а после трезвыми явиться в милицию с повинной, факт известный...
Кривое зеркало
«Минская ГАИ ищет водителя «Вольво» серебристого цвета» — такое сообщение в начале этой недели появилось на многих информационных лентах. В ночь с воскресенья на понедельник на Партизанском проспекте негодяй на «Вольво» сбил человека, переходившего дорогу по пешеходному переходу, после чего скрылся во тьме. У пострадавшего, которого машина задела боковым зеркалом, серьезнейшие травмы. О прогнозах на выздоровление врачи говорят сдержанно: 50 на 50.
— К сожалению, это ДТП можно назвать типичным, — рассказывает замначальника отдела оперативного реагирования и розыска Минской ГАИ Дмитрий Щерба. — Виновники аварий, сбивая велосипедистов и пешеходов, вместо того чтобы остановиться и оказать пострадавшим помощь, пытаются замести следы. Причин такому циничному поведению несколько. Здесь и банальное чувство страха, и фактор отсутствия необходимых документов. Часто скрываются те, кто сел за руль в состоянии алкогольного опьянения.
То, что многие совершившие ДТП под хмельком предпочитают отоспаться, а после трезвыми явиться в милицию с повинной, факт известный. Ответственность за управление автомобилем в пьяном виде строже, чем наказание за оставление места ДТП. Как закрыть эту лазейку, пока так и не придумали. Наоборот, внесенные недавно изменения в КоАП удивили: если раньше за оставление водитель должен был заплатить штраф от 20 до 50 базовых величин, то теперь — от 5 до 25. Странную гуманность к нарушителям проявил законодатель...
— Как правило, водителей, которые оставили место ДТП, наказывают все же не штрафом — их лишают прав, — уточняет Д.Щерба. — В отношении скрывшегося составляют несколько протоколов — непосредственно за ДТП и за оставление. А если потерпевший получил телесные повреждения, то для виновника может наступить и уголовная ответственность — по статье УК «Оставление в опасности».
Следствие ведут знатоки
Показатель раскрываемости ДТП с пострадавшими в Минске составляет в среднем 70 процентов. Некоторые аварии удается разгадать по горячим следам, другие, как в случае с «Вольво» на Партизанском проспекте, требуют масштабной поисково–следственной работы. В ГАИ мне рассказали несколько примеров, которые можно смело записать в классику дорожного розыска.
Август 2010–го, улица Волгоградская, около часа ночи. По улице летит такси и сбивает рабочего–ремонтника: жертва умирает до приезда «скорой». Зафиксировать номер коллегам погибшего не удалось — различить они смогли только пару цифр. Как найти виновника в такой ситуации?
Подходящую под описание машину, пробив по базам данных, в ГАИ вычислили быстро. Позвонили таксисту, тот признал, что действительно проезжал по Волгоградской, но никаких дорожников там не видел. После чего с раздражением бросил трубку. Дома и у родственников его не нашли.
А вот пассажира, который в момент столкновения находился в салоне такси, обнаружить удалось. Машину, по его словам, таксист мог загнать на СТО в переулке Калинина. И действительно, там разбитый автомобиль отыскался. Таксист, поняв, что скрываться бесполезно, пришел в ГАИ с поднятыми руками.
Некоторые розыскные истории напоминают детектив. В Заводском районе сбили женщину, переходящую дорогу. ДТП случилось поздно ночью, свидетелей не оказалось. Помог случай. К инспекторам, которые совсем приуныли, подошел старичок, живший неподалеку. Ему показалось подозрительным, что через несколько часов после аварии по району кружила машина такси. Он даже номер ее записал на всякий случай.
Таксиста нашли, он твердил, что просто искал клиентов, однако все же покаялся. Рассказал, что поездить по району попросил знакомый — тот самый виновник аварии. Водителя–беглеца потянуло на место преступления...
Отдельные дорожные бандиты и вовсе пытаются воплотить в жизнь сценарий из какого–нибудь разудалого голливудского фильма. В прошлом году один автомобилист, сбивший пешехода, расковырял отверткой замок в своем «Опеле», выдрал провода из замка зажигания, отогнал машину на несколько кварталов и заявил об угоне. Эксперт–криминалист быстро вынес вердикт: никакой это не угон, а бестолковая инсценировка.
Советы «СБ»
Если вашу машину помяли во дворе
1. Вообще–то, чтобы спать спокойно, достаточно оформить полное «Каско». Но если денег на страховку пожалели, а неприятность все же случилась, сразу же вызывайте ГАИ.
2. До приезда инспекторов ни в коем случае не передвигайте автомобиль, чтобы, к примеру, проверить, есть ли там внутренние повреждения после удара. За то, что переместили транспортное средство, согласно ПДД вас могут наказать. Несмотря на то, что вы абсолютно не виноваты.
3. Если ждете результата, сотрудникам ГАИ следует помогать. Как? Разместить объявления в газетах, расклеить их на подъездах, поспрашивать у бабушек из соседних домов, не видели ли чего. Не помешает пройтись по дворам. В 80 процентах случаев виновник — житель вашего же района. На следующий день после аварии во дворе он появится вряд ли, но через недельку–другую приедет непременно.
4. Бросить клич о помощи стоит и на специализированных автомобильных форумах в интернете. Знающие люди при этом советуют сделать приписку о вознаграждении — надежнее будет. В Минскую ГАИ недавно пришла дама, которой на парковке повредили машину. Принесла записку, подложенную кем–то на лобовое стекло. Текст был следующим: «Я знаю, кто виноват». Больше ни строчки, лишь номер в скайпе. В ГАИ, разумеется, посоветовали женщине с автором послания связаться. И действительно, найти виновника хозяйке анонимный благодетель помог. Правда, попросил за услугу 30 долларов. Вполне «рыночный» подход...
5. Насчет разнообразных записок и сообщений у сотрудников отдела розыска, к слову, мнение неоднозначное. Особенно если оставляет весточку сам виновник ДТП, написав что–то вроде: «Я повредил ваш автомобиль, предлагаю договориться». Практика показывает, что такие истории заканчиваются плохо для обоих автомобилистов — и для виновника, и для жертвы. Например, один видит записку с телефоном и тут же из принципа вызывает ГАИ. Или другой случай: хозяин разбитой машины все же звонит виновнику, о цене они не договариваются, и снова включается принцип. А бывало и так: автомобилисты били по рукам, но виновник ДТП через некоторое время отключал телефон и пропадал. Хозяину ничего не оставалось, как идти в ГАИ. Наказывали в результате обоих.
Неочевидное и вероятное
Из–за острой нехватки парковочных мест ставить машину десяткам тысяч минских водителей приходится на улицах и во дворах. Не стоит лишний раз напоминать, чем это чревато. Шансы, что какой–нибудь лихач или неумеха, лавируя в лабиринтах «Ауди» и «Пежо», зацепит твое авто зеркалом или крылом, весьма велики. Вероятность, что его найдут, стремится к нулю. По крайней мере, так кажется большинству автомобилистов.
— Хоть такие ДТП мы и называем неочевидными, шансы найти виновника существуют, — считает начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС «Стрела» МВД Евгений Лапец. — Иногда помощь может прийти совершенно неожиданная — от соседа, прохожего, ставшего случайным свидетелем аварии.
Было недавно такое неочевидное ДТП в Первомайском районе. Помяли на улице автомобиль, свидетелей не нашлось. Через несколько дней к владельцу пострадавшей «Хонды» подошел сосед и рассказал, мол, видел в тот день подозрительный джип красного цвета, который ездит периодически в округе. Владелец сообщил об этом в ГАИ, там сделали выборку по окрестным домам — безрезультатно.
Спросили у соседа еще раз: а где конкретно видели внедорожник? Оказалось, у ближайшего гастронома. По списку сотрудников магазина хозяйку и вычислили. Та недолго отпиралась.
Помогают гаишникам и автомобильные видеорегистраторы. Еще один свежий эпизод: ночью во дворе таксист, выезжая задним ходом, зацепил автомобиль. Открыл боковое стекло, высунул голову, выругался и поехал по своим делам, не подозревая, что в помятой им машине работала в автономном режиме камера. Запись с регистратора после приложили к делу как вещдок, и неочевидное ДТП было раскрыто.
Семь бед — один мопед
«Помогите зарегистрировать скутер с объемом двигателя 0,45 см. куб., — письмо с такой просьбой прислал в редакцию пенсионер Виктор Хотынюк из Малориты. — В ГАИ моего города сказали, что скутер я должен предоставить в МРЭО Кобрина. Но ведь это далеко, больше 50 километров. Как мне его туда затянуть? Неужели нельзя решить столь мелкий вопрос в Малорите?»
Схему действий разъяснили в УВД Брестского облисполкома, напомнив, что до 1 августа регистрация мопедов осуществляется в упрощенном порядке:
— Гражданин Хотынюк может обратиться в ОГАИ Малоритского РОВД для составления акта осмотра скутера, а затем с этим актом поехать в МРЭО ГАИ Кобринского РОВД для получения регистрационных документов. При себе необходимо иметь паспорт, документы на мопед (при их наличии) и квитанцию о внесении платы: 54.250 рублей — за регистрацию мопеда, 4.200 рублей — за оформление заявления и компьютерное обслуживание.