Александр Шевелевич: на рекламе экономить нельзя
01.09.2011 18:30
—
Новости Общества
|
Александр Шевелевич: на рекламе экономить нельзя Один из самых известных белорусских рекламистов рассказал Mojazarplata.by о нелегкости выбора профессионального пути и о том, от чего зависит зарплата арт-директора и копирайтера в Беларуси.
Александр Шевелевич о нереализовавшейся мечте Вообще-то я закончил белорусскую академию физвоспитания и даже собирался стать олимпийским чемпионом по гандболу. Но потом понял, что это задача колоссального масштаба, решением занимаются куда более талантливые игроки, чем я и вовремя опомнился, решив, что несколько титулов чемпиона Беларуси с меня будет вполне достаточно. А так как заработок детского тренера в то время был просто смешным, то решил пойти по папиным стопам (он у меня режиссер), и мы вместе с другом создали студию, занимавшуюся кино и видеопроизводством. Александр Шевелевич о детстве Я вообще еще с детства считался немного странным мальчиком. Ну, как было классному руководителю услышать следующее объяснение от прогулявшего два урока ученика: "А что делать, если по телевизору шел дневной показ "Неоконченной пьесы для механического фортепиано"?... Кто-то детей учит ремнем, а кто-то классными фильмами и литературной классикой. Разумеется, мне тоже хотелось снимать хорошее кино, делать телевизионные программы, музыкальные клипы -- собственно, с чего мы и начали. Но затем знакомые заказали у нас рекламный ролик. Мы попробовали, получили лестные отзывы и в 1995-м я понял, это -- мое... Александр Шевелевич о Золотом льве В 1998 году я начал мечтать об этом призе, впервые побывав на Каннском фестивале рекламы. Хотя тогда, наверное, стало как никогда понятно, какая пропасть отделяет нас от мировых мастеров. Это при том, что у нашего агентства уже имелись победы на российских и восточноевропейских конкурсах. Реклама -- не тот вид творчества, где тебя однажды может осенить, и ты вдруг создашь гениальную работу. Тут все берется, если так можно выразиться, задницей, ежедневной упорной работой, за время выполнения которой приходишь к какому-то продукту, получающему призы на фестивалях. Так что этого Льва мы не только заслужили, но и выстрадали... Александр Шевелевич о профессиональном развитии Кока-Кола свой первый плакат нарисовала в 1888 году, и поэтому на западе профессии рекламиста уже более 100 лет. Это выбор, к которому приходят осознанно. Белорусам нужно время, чтобы догнать тех, кто впереди. Но, к сожалению, мы это делаем слишком медленно. Если начинали с россиянами, украинцами и поляками с примерно одинаковых позиций, то сейчас они уже ушли от нас вперед. Семимильными шагами. Для того, чтобы конкурировать на мировом уровне, нужны хорошие тренировки. В Минск должны приезжать профессионалы высокого класса, у которых можно будет учиться. Я проработал два года в украинской столице креативным директором агентства и знаю, как может быть по-другому. Там снимается очень много рекламы, и в Киев с удовольствием едут приглашенные специалисты, на совместной работе с которыми учатся и растут местные кадры. Для членов Евросоюза там нет виз и потому для иностранца выбор между Украиной и Беларусью очевиден. Александр Шевелевич о затратах и инвестициях Мы уже для себя давно определили, что если заказчик (как правило, это государственные предприятия) считает расходы на рекламу затратами, вылетающими в трубу, то нормального продукта у нас не получится. Он постоянно хочет удешевить процесс, проявляя чудеса изобретательности и находя каких-то соседей, которые могут "недорого" снять или "бесплатно" придумать сценарий. Есть вторая категория клиентов -- гораздо более успешных, относящихся к рекламе, как к инвестициям. Они знают, что вложив, скажем, 30 рублей на выходе получат 100, а то все 300. В первую очередь, конечно, это частные компании, своими деньгами отвечающие за все, что происходит. Средняя цена хорошего качественного ролика в Беларуси сегодня -- 25 тысяч долларов и выше, вне зависимости от его продолжительности. Сегодня это могут позволить себе операторы мобильной связи -- и, как правило, у них самые лучшие ролики - большая часть банков и некоторые частные компании. Александр Шевелевич о талантах и ремесленниках Есть хороший анекдот на эту тему. "Вы умеете играть на пианино? -- Не знаю, не пробовал". Так вот я считаю, что можно попробовать и научиться многому. Не имею в виду дар божий, но талант ремесленника в себе все же вызвать можно, если подойти к процессу познания кропотливым образом. Часто так и получается, когда приходится решать задачи, с которыми раньше не сталкивался. Может быть, помогает креативность мышления, но я знаю, что трудностей бояться не стоит. Александр Шевелевич об учителях Это люди, задающие тон в рекламе в России и на Украине -- на их работы я смотрел и у них учился. Я по-хорошему им завидовал и, конечно же, мечтал превзойти. И сейчас дружу с ними. Еще назову Владимира Цеслера. Это один из тех немногих белорусов, которых знают за рубежом, человек безумно талантливый и невероятно творческий, проявляющий себя практически везде, где находится сфера для приложения его усилий. Александр Шевелевич о ярких впечатлениях Я работал в Киеве как раз во время оранжевой революции. И даже жил недалеко от Крещатика. Поэтому каждый день по дороге на работу и обратно мог наблюдать все это действо, которое произвело на меня самое глубокое впечатление. Тогда в очередной раз убедился в том, что телевидение -- это дурь, которая в состоянии сделать с доверчивым слушателем все, что угодно. Картинка может быть любой, важен закадровый голос. Белорусские и российские каналы позиционировали это событие как восстание пьяных, одурманенных и обкуренных людей. Хотя все было с точностью наоборот, и мы сами носили этим прекрасным ребятам чай, бутерброды и теплые вещи. Александр Шевелевич о заработках Работа арт-директора и копирайтера в западных агентствах весьма статусна. Это люди, определяющие политику продвижения продукта, они берут на себя колоссальную ответственность, и, естественно, зарабатывают очень много -- миллионы долларов. У нас все зависит от количества и "качества" заказчиков, которыми располагает агентство. Кто-то совсем маленький работает от работы до работы -- и между ними может образоваться довольно значительная пауза, иногда до полугода. У самых мощных белорусских агентств, думаю, креативный директор зарабатывает около 1500 долларов, но в Киеве и Москве, конечно, эти цифры в разы больше. Александр Шевелевич о спорте Весь мир устроен как спорт. Я часто сам за собой замечаю какие-то спортивные аналогии, преследующие меня в сегодняшней жизни. Спорт по своей изначальной, чистой сути вообще мало приемлет ложь и обман. Ты показываешь на площадке или на стадионе именно то, на что способен в этот момент. Только ты и соперник. И только честный поединок по заранее известным правилам может определить победителя. Но если говорить об ассимилированном спорте, со всеми его подводными течениями и карьерными амбициями различного рода деятелей, то, конечно, стараниями последних он все ближе приближается к реальной жизни. Александр Шевелевич о гордости за белорусов Существует немало людей, творчеством которых я всегда буду интересоваться -- это Владимир Цеслер, Николай Пинигин, Ростислав Иванович Янковский. Мне очень нравится хоккейный вратарь Андрей Мезин -- кипер мирового уровня - и я искренне жалею, что он так и не попал в НХЛ. Когда-то я учился на одном курсе с Наташей Зверевой -- великолепной теннисисткой. Я был горд победой Саши Герасимени на чемпионате мира по плаванию на самой престижной дистанции -- 100 метров дистанции кролем. И, конечно, с нетерпением жду, когда в Минск приедут "Барселона" и "Милан" -- стараниями борисовского БАТЭ -- явления в нашем футболе исключительного. Александр Шевелевич о желаниях и возможностях Целей у меня много -- в самых разных областях. И, кажется, я могу добиться любой из них -- только потому, что уверен в своем человеческом и профессиональном потенциале. Но есть одна вещь, которую, увы, уже не смогу себе позволить. Недавно принимал участие в 32-часовом непрерывном гандбольном матче и получил колоссальное удовольствие от своего возвращения в юность. Игра читается замечательно -- я знаю, кто и что будет делать в следующий момент, а вот тело постоянно запаздывает. Я к нему прислушивался и думал -- а может надо было мне побороться за олимпийскую сборную и все, чтобы было связано с миром большого гандбола? Упереться и добиться большой цели? А реклама бы меня, уверен, немного подождала. Нет, правда, возвращаясь назад, между филфаком БГУ и институтом физкультуры я бы снова выбрал последний. Все-таки спорт -- одна из самых удивительных штук на земле... А вы уверены в правильности выбора своей профессии? Заполните Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Один из самых известных белорусских рекламистов рассказал Mojazarplata.by о нелегкости выбора профессионального пути и о том, от чего зависит зарплата арт-директора и...
|
|