В недавнем пресс-туре российских журналистов по Беларуси, завершившимся четырехчасовой пресс-конференцией Лукашенко, побывала и съемочная группа красноярского государственного телеканала «Енисей Регион».
«Приглашая нас в Беларусь, представители посольства просили делать только честные материалы и ничего не бояться, чтобы россияне увидели все, как есть. Надеемся, что у нас это получилось», — говорится в сюжете телеканала.
***
«Бесплатное жилье в совхозах, зарплата в 1 млн. рублей, которой мало на что хватает, и любовь к Батьке. В течение нескольких дней журналистам старались показать лучшие заводы, фабрики, и доказать, что кризиса в стране нет.
Говорим «Батька» — подразумеваем «Беларусь». Республика, попадая в которую, сразу вспоминаешь советские времена. Проезд на троллейбусе по жетонам. Кругом райпо и сельпо. На полях, как в хрущевские времена, ставку делают на кукурузу. За ЖКХ жители платят 20%. Селянам жилье дают бесплатно. Сергей в совхозе Гомельской области проработал меньше года и уже обзавелся собственным углом.
Сергей Голубченко: «Работаю слесарем на молочной ферме, и дали нам дом бесплатно. Отработать надо 10 лет, и дом будет нашим».
Однако у братьев славян и наши 1990-е прослеживаются: инфляция в республике бьет все рекорды, за несколько месяцев — 75%. Ценник на бензин в евро, чтобы не путаться. Очереди в пункты обмена валют выстраиваются с утра.
Сегодня за российский рубль в обменных пунктах в среднем дают 220 белорусских рублей. Имея при себе 5000 рублей, здесь любой россиянин становится миллионером.
Цены в магазинах с огромным количеством нулей: 1 кг свинины — 50 000, на наши — чуть больше 200 рублей. Цены за полгода выросли в 4-5 раз, говорят жители. Еще летом мясо стоило 50 рублей. Скупать его по смешным ценам начали россияне, в итоге ценники поменялись. Колбаса, правда, и сегодня стоит в районе 40 рублей.
При этом зарплаты самые высокие только на заводах, в переводе на российские рубли — 10 000. Борис работает водителем такси, говорит, и продавцов возит, и бухгалтеров, все жалуются — 5-6 тысяч в месяц, не больше. За ростом цен индексации не успевают.
Борис Макеев: «Зимняя куртка белорусского производства в магазине стоит 1 млн. — 1 млн. 100 тыс. рублей, а зарплата с натяжкой 1,5 млн. То есть, зимняя куртка ценой в зарплату».
Рассказывать о проблемах в республике журналистам, тем более, иностранным, не принято, и про Батьку тут или хорошо, или ничего.
Экономический кризис в стране уже несколько месяцев, но российским журналистам, приглашенным в пресс-тур по республике, всячески пытаются доказать, что в Беларуси все хорошо. На заводах и фабриках встречают хлебом-солью и рапортуют: комбайны «Полесье» продают в Болгарию, Китай, Испанию. А один только Жлобинский металлургический дает 2,5 млн. тонн стали. А чтобы рабочие не говорили больше, чем нужно, им вовремя напоминают о работе.
Цензура здесь жесткая, признаются местные журналисты. Критические материалы в прессе — редкий случай. За решетку пишущего брата не сажают, но дают понять, что проблемы возникнуть могут.
Лилия Величко: «Даже центральные газеты критикуют местную власть, сельсоветы, фермера, а Лукашенко не трогают. — А если тронете? — Последний рабочий день будет».
В недавнем пресс-туре российских журналистов по Беларуси, завершившимся четырехчасовой пресс-конференцией Лукашенко, побывала и съемочная группа красноярского...