День, который иконописцы считали своим, если можно так сказать, профессиональным праздником.
Святой Юлиан считался заступником маленьких деток. И на иконе он изображен с младенцем на руках. В отношении к младенцам у белорусов существует ряд оберегов и запретов. Малыша опоясывали по животику красной ниточкой, причем такой поясок надевался одновременно с нательным крестиком. Не рекомендовалось стричь волосы до одного года. А уже состриженные волосики собирали в холщовый мешочек. Говорили, что его может забрать в свое гнездо птица, и тогда у ребенка будет болеть голова. Когда приходило время малышу делать самостоятельно первые шаги, крестная мама должна была провести имитацию "перерезывания пут", поскольку считалось, что ножки спутаны чем-то невидимым еще с рождения.
1 ноября. Именинники: Сергий, Иоанн (Иван), Клеопатра.
По католическому календарю - День всех Святых, день поминания предков.
Вот и пришел последний месяц осени, старобелорусское название которого "грудзень", потому что в эту пору земля берется "в грудки", то есть подмерзает, прихваченная первым морозцем. А еще с деревьев полностью опадает листва. И отсюда нынешнее название - "лiстапад". Улетают последние стайки птиц, становятся частыми туманы, холодноватые дожди идут вперемешку с мокрым снегом. Температура нередко ниже нуля. С довольно неприятной ноябрьской погодой связано много примет. Так, чистое и ясное небо ночью, но с сияющими кругами вокруг луны - к морозам. Если эти круги имеют красноватый оттенок, возможен не только мороз, но и довольно сильные метели. Луна прячется в блеклую дымку - жди непогоды, причем на довольно длительное время. Существуют и свои поговорки: "Лiстапад снегу навее, то хлеба прыбудзе, а вада разальецца - сена набярэцца". А еще: "Лiстапад зiме сцежку пракладвае".
День празднования Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона занимает особое место среди православных святынь. Празднование "Казанскай", как говорят в Беларуси, приходится как раз на то время, когда в работах наступает некоторая передышка и у крестьянина "Ёсць хлеб i да хлеба". Поэтому этот праздник всегда ассоциировался с достатком и благополучием. Так что "хто на Казанскую жанiхаецца - той не пакаецца".
Этот день считали также пограничьем пор года и говорили: "Да Казанскай - не зiма, а пасля Казанскай - ужо не восень". Тщательно наблюдали за погодой: "Што Казанская пакажа, то i зiма скажа".
У православных - Димитровская родительская суббота, день поминания предков - "восеньскiя Дзяды". Словом "дзяды" называли предков в каждой белорусской семье, поэтому оно стало собирательным, общим и единым для всех. К этому дню готовились: приводили в порядок могилы, старательно убирали дом, особенно "черный угол" за печкой. Поминальный стол накрывали с наступлением вечера. Количество блюд должно быть нечетным. Поднимая рюмки в память о "дзядах", чуть-чуть проливали содержимое на скатерть - "для них". За столом вели тихую беседу, вспоминая своих предков.
6 ноября. Именинники: Петр, Иоанн (Иван), Алексий, Николай, Лаврентий, Афанасий.