Призывы «Вернем водоем!» доходят до брестского корпункта «СБ» регулярно. Споры между арендаторами озер и жителями окрестных деревень — все еще нередкое дело. Возмущаются большей частью рыбаки. Однако жители деревни Леплевка Брестского района предъявили своему земляку Михаилу Луцюку иные претензии. Они считают арендатора водоема ни много, ни мало — виновным в подтоплении усадеб и подвалов домов. Сам бизнесмен уверяет, что его хотят выжить с озера браконьеры. До сих пор Леплевку надвое разделяли дороги — шоссейная и железная. Теперь ее на два лагеря «разделил» водоем.
Леплевка — большая лесная деревня. Почти 500 жителей. Расположилась на берегу извилистой и на редкость живописной речки Копаевки, несущей воды в Западный Буг. Но к речкам у сельчан — никаких претензий. Они во дворы не забираются даже в дождливые осенние дни и в паводок. К домам приходит вода из болота Копытского — так водоем у окраины деревни, появившийся на бывшей торфплощадке, именуется официально. В минувшем году его взял в аренду предприниматель Михаил Луцюк, чтобы разводить рыбу. Хозяева усадеб по леплевской улице Новой считают, что арендатор, самовольно устроивший на стыке болота с мелиоративным каналом дамбу, виновен в повышении уровня грунтовых вод.
— Хотел сделать отличное место для отдыха. Через 5 лет была бы здесь замечательная рыбалка. Но мне сказал один рыбак: «Ты уйдешь отсюда», — Михаил Луцюк уверен, что причина отнюдь не в дамбе.
Елена Макаревич, хозяйка одного из домов по улице Новой, заочно парирует арендатору:
— Да мы не против, чтобы водоем был в аренде. Мы хотим, чтобы воды в цокольном этаже дома не было. Чтобы грибок стены не «ел». К Луцюку у нас одна просьба: убрать дамбу. Считаем, что она стала причиной подтопления участков прошлым летом.
В разговоре со мной предприниматель не скрывал, что перекрыл перешеек мешками с песком, чтобы повысить уровень воды в водоеме. Но вода поднялась в подвалах. Это возмутило людей. Сельчане стали писать письма в различные инстанции с просьбой помочь. Увидев вялую реакцию чиновников, сами разобрали дамбу. Михаил Луцюк не стерпел и вызвал милицию, которая составила протоколы об административном правонарушении в отношении шестерых местных жителей. В октябре суд Брестского района признал их виновными в совершении административного правонарушения. Правда, всех освободил от ответственности ввиду малозначительности проступка. И деревенский конфликт суд не разрешил — только обострил.
Брестский райисполком, сдавший водоем в аренду, недавно прислал арендатору письмо с требованием обеспечить поэтапное снижение уровня воды в водоеме и демонтировать дамбу.
— Уровень воды я понизил, но дамбу не разобрал. Если ее убрать, в озере воды не останется, — предвидит последствия предприниматель.
С ним соглашается и председатель Домачевского поселкового Совета Леонид Тарасевич:
— Водоем мелкий. Если зима будет морозной, рыба погибнет. Мы провели в деревне собрание, поговорили с людьми, но примирения пока нет.
Я поинтересовалась в Брестском райисполкоме, как складываются отношения между арендаторами водоемов и местным населением в других местах.
— Мы пытаемся навести порядок на озерах. Почти все сдали в аренду. Нигде нет конфликтов, только в Леплевке. Но общий язык все равно искать нужно, — считает первый заместитель председателя Брестского райисполкома Виктор Лукашевич.
Если зимой рыба в обмелевшем водоеме погибнет, предприниматель, скорее всего, откажется от своих планов и уйдет сам. Но уйдет ли вода из подвалов жителей Новой улицы, неосмотрительно обустроенной полтора десятка лет назад почти на самом берегу озера–болота? Вряд ли. Ведь поблизости — еще две речки, которые тоже могут влиять на уровень грунтовых вод. В Леплевку приезжали специалисты Брестского предприятия мелиоративных систем, сделали заключение, что устройство дамбы не является причиной подтопления участков. Но были единодушны и в другом: чтобы решить проблему, нужна система каналов, отводящих воду. Похоже, нынешнее противостояние в Леплевке рождено теми годами, когда разрушалась мелиоративная сеть...