Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал поправки в закон о массовых мероприятиях и в ряд других законов, регулирующих общественно-политическую деятельность в стране.
Оба документа подписаны главой государства 8 ноября, а 11 ноября зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов, сообщает БелаПАН. До того эти законопроекты были одобрены Палатой представителей (3 октября, в первый же день работы осенней сессии, причем на закрытом заседании и сразу в двух чтениях) и Советом Республики (в отличие от нижней палаты Национального собрания, верхняя обсуждала их в открытом формате).
Новый закон о массовых мероприятиях ужесточает правила их проведения. Организация любого сбора граждан должна быть санкционирована властями — это касается и флешмобов, и сбора граждан, организованного с использованием интернета. До получения разрешения на проведение массового мероприятия его организаторы не вправе объявлять, в том числе в интернете, о дате, времени и месте его проведения. Кроме того, организаторами не могут быть лица, допустившие нарушение порядка проведения такого мероприятия в течение года с момента наложения на них административного взыскания.
Поправки в ряд законов, регулирующих общественно-политическую деятельность, делают уголовно наказуемым зарубежное финансирование негосударственных организаций в нарушение законодательства Беларуси. Документ запрещает республиканским и местным общественным объединениям, их союзам хранить денежные средства, драгоценные металлы и иные ценности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, находящихся на территории иностранных государств.
Представляя поправки в закон о массовых мероприятиях, министр внутренних дел Анатолий Кулешов заявлял: «Они направлены на обеспечение безопасности не отдельной группы людей, а всего общества». При разработке законопроекта, по его словам, изучалось аналогичное международное законодательство, и белорусский закон «наиболее демократичен по сравнению с действующими в развитых демократических странах».
Позже в комментарии для журналистов Кулешов подчеркнул: «Поправки в закон о массовых мероприятиях абсолютно своевременны. Они направлены не на нарушение прав и свобод граждан, а на их четкое и неукоснительное соблюдение». По словам главы МВД, ни в одном государстве мира права граждан на свободу проведения шествий и митингов не регламентированы только Конституцией — их регламентируют другие нормативные и правовые акты. Главный приоритет — поддержание общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий, подчеркнул Кулешов.
При обсуждении поправок глава парламентской комиссии по законодательству и госстроительству Евгений Смирнов связывал их появление с экономической ситуацией в стране: «Руководители несанкционированных мероприятий руководствуются не интересами своего народа. Экономические законы развития общества не всегда подчиняются самим людям, и никаким правительствам с этим не справиться. Использование экономических трудностей является одним из инструментов противостояния действующей власти. Именно поэтому и появился данный законопроект».
Напомним, принятие этих законов вызвало большой резонанс в обществе. Лидеры белорусских НГО и правозащитники в совместном заявлении призвали власти отменить законопроект. По их мнению, поправки в закон «О массовых мероприятиях» «нарушают права граждан на мирные собрания, гарантированные как Конституцией Беларуси, так и базовыми нормами международного права, вводят административную ответственность граждан за невинные действия и бездействия».
Не вводить в действие новые законы также призвали официальный Минск и международные организации, в том числе Евросоюз и ОБСЕ – с той мотивировкой, что нововведения еще больше ограничат фундаментальные права на свободу собраний и ассоциаций в Беларуси.
Однако 28 октября Конституционный суд Беларуси, который рассмотрел законопроекты «в порядке обязательного предварительного контроля»,признал их законными. И вот теперь не стало и последнего препятствия для вступления их в силу – свою подпись под новыми законами поставил президент.
Действовать они начнут через десять дней после их официального опубликования – в третьей декаде ноября.