В Минском райисполкоме начали продавать землю по новым правилам. Они утверждены постановлением Совета Министров № 1782 от 30 декабря 2011 года. Главное новшество: покупателям дали возможность самим называть цену. Правда, лишь в том случае, если в ходе торгов конкурентов не устраивает очередной шаг аукциона. Вот тогда каждый вправе предложить свою сумму за приглянувшийся надел. Кто больше — тот и владелец. А в остальном — все, как и было. Стартовая цена равна кадастровой оценке участка продаваемой земли. Аукционный шаг — 10 процентов от предыдущей цены. Залог, который вносится за 3 рабочих дня до торгов, — такой же. Перемены вроде и незначительные, зато эффект достигнут сразу.
— 20 соток в деревне Прудище Лошанского сельсовета на аукцион выставлялись раза три, — приводит характерный пример Александр Внучко, главный специалист управления сельского хозяйства и продовольствия Минского райисполкома. — Последний раз остановились примерно на 300 миллионах рублей. Когда я объявил очередной шаг, никто из претендентов не поднял таблички с номером, торги были признаны несостоявшимися. А вчера землю в Прудище удалось реализовать за 280 миллионов рублей при начальной цене 41 миллион.
Похоже, вокруг аукционов образовался своеобразный теневой бизнес. В этом смысле можно только удивляться предприимчивости дельцов, которые придумали схему, как извлекать прибыль, пользуясь несовершенством законодательства. Механизм прост. Следить, когда на торги выставляются лучшие — близкие к Минской кольцевой, у водоема, в престижных местах — участки. Внести залог — 3 — 5 миллионов рублей (в прошлом году суммы были и того меньше). А затем брать реальных покупателей измором. Тот поднял табличку, «бизнесмен» — следом. И так до тех пор, пока конкурент не сдается. Это своего рода намек: хочешь дешевле — откупись от меня. Некоторые участники аукционов так и делали. Ведь стоимость ходовой земли на аукционах все равно меньше, чем на рынке.
Сейчас такой номер уже не пройдет. Последние несколько покупателей сами диктуют цену. Более того, новые правила позволяют увеличить сумму залога до 20 процентов. А учитывая, что земля нынче недешева, это тоже отобьет охоту придумывать новые хитроумные фокусы. Тем не менее еще одна проблема не решена. Из 15 выставленных вчера аукционных лотов проданы только два. В Прудище и Лошанах (кстати, в Лошанах за 72 миллиона рублей при стартовой цене 37 миллионов). А на 13 наделов в Михановичском сельсовете вообще не нашлось ни одного претендента. Причем участки эти сельсовет пытается сбыть не первый раз. Но места непрестижные, недалеко городское кладбище, а цена — от 52 до 87 миллионов рублей за 15 соток.
— Снизить нельзя, — предугадывает мой вопрос Александр Внучко. — Меньше кадастровой стоимости продавать землю запрещено.
Но оценка «ландшафтов» Минского района проводилась лет 5 назад. И делают ее люди, которые могли некоторые нюансы спроса не учесть. В итоге участки не продаются, бюджетные деньги на проведение торгов расходуются впустую. Правильно ли это, если по причине несоответствия цены и спроса в Минском районе до 20 процентов участков приходилось выставлять на торги по 3 — 4, а то и более раз?