Белорусские льняные джинсы — не фантастика. Но предложат ли наши дизайнеры ассортимент, способный конкурировать, например, с Levi’s? Станет ли брэнд, размещенный на изделиях из «белорусского шелка», таким же узнаваемым, как, к примеру, Calvin Klein? Специалисты утверждают: это реально. При условии, что все звенья льняного производства — от поля до прилавка — заинтересованы в качественном конечном продукте. Когда выращивание льна, уборку, переработку на заводах, получение модной ткани, фирменную торговлю координирует большой республиканский холдинг. Идея его создания появилась не сегодня. Но идеей так пока и остается. О важности ее реализации снова заговорили на Оршанском льнокомбинате, где идет масштабное техническое перевооружение.
Чтобы заменить устаревшее оборудование, выпускать современные конкурентоспособные ткани, из бюджета в 2007 — 2009 годах выделили 53 миллиарда рублей. С 2010–го начался второй этап модернизации. Он осуществляется за счет валютной выручки предприятия. Куплено более сотни новых высокопроизводительных станков. Мотальные агрегаты, 6 из которых уже запущены, напоминают роботов. Манипулятор движется над большими бобинами с нитью, которые затем попадают в коробку... За стенкой — новая автоматизированная камера для сушки пряжи. Быстрее и качественнее работает новый ткацкий станок. Казалось бы, все замечательно. Однако сложности не ускользнули от взгляда председателя Витебского облисполкома Александра Косинца, побывавшего недавно на предприятии: «Из–за того, что льноволокно, поступающее на комбинат, не соответствует необходимым параметрам, на ткани образуется слишком много петелек, узелков. В идеале дефектов быть не должно».
Темпы пуска нового оборудования также далеки от идеала. Например, в помещении отделочной фабрики стоят с десяток новых, только что поступивших немецких красильных аппаратов. Но лишь над одним работают наладчики. А ведь это — недопустимые экономические потери. Александр Косинец подтвердил это простыми аргументами. В год комбинат производит 15 миллионов квадратных метров ткани–полуфабриката и 1,5 миллиона — готовой ткани. Новое красильное оборудование позволит увеличить выпуск готовой ткани втрое. Это — возможность шить больше готовой одежды, постельных принадлежностей. И, естественно, дополнительный заработок.
Медлительностью немецких поставщиков обеспокоен и концерн «Беллегпром». К решению вопроса уже подключили Торгово–промышленную палату. Если понадобится, задействуют дипломатов. Но от намеченных сроков выхода на проектную мощность в 2015 году отступать нельзя. В 2013–м на льнокомбинате предстоит пустить более 170 новых станков. Нужно срочно обновлять систему вентиляции. Модернизировать и разгружать склады. Некоторые промежуточные итоги есть. За последние 2 года запасы сократились втрое. Однако все равно существенно выше среднего показателя по Витебской области.
Раньше в стране был один фирменный магазин льнокомбината. Теперь — шесть. Недавно открылись два зарубежных представительства — в России и Польше. Комбинат стал резидентом свободной экономической зоны «Витебск», что подразумевает льготы по налогообложению и привлечению инвесторов. Явные шаги вперед! Но холдинг — гарантия конкурентоспособного продукта на выходе. Так к чему бюрократические проволочки? Отсюда и настрой руководства области: если вопрос не решится в масштабах страны, нужно действовать на региональном уровне. Проект предполагает включение в одну структуру Оршанского льнокомбината, 10 льнозаводов, технологического университета и льносеменной станции. Когда всех объединит одна экономическая цель — получение максимальной прибыли, тогда реальной станет и зарплата, эквивалентная 500 долларам. На Оршанском льнокомбинате, кстати, на такой заработок должны выйти уже к декабрю. За ним подтянется и вся отрасль?