Задержанию на улице и административному аресту на четверо суток якобы за мелкое хулиганство Олега Волчека могли предшествовать так называемые оперативно-розыскные мероприятия. Кто и с какой целью следил за правозащитником? Кто дышал ему в спину?
Как ранее сообщалБелаПАН, бывший следователь прокуратуры, руководитель общественного объединения «Правовая помощь населению» (Киев) Олег Волчек был задержан в Минске в минувшую пятницу, 27 января. Случилось это в четвертом часу дня в районе бульвара Шевченко, когда правозащитник вышел из почтового отделения. И тут он попадается на глаза сотруднику милиции, который вдруг решает проверить у Олега документы, после чего предлагает ему «проследовать с ним». Легко предположить, что на вопрос: на каком основании его задерживают, Волчек получил стандартный ответ: «Там все узнаете».
Волчека доставили в райуправление милиции и составили в отношении него протокол об административном правонарушении. Нет сомнений, что процедура была умышленно затянута до окончания рабочего дня суда. Дело было в пятницу, поэтому дожидаться судного понедельника Волчека отправили в Центр изоляции правонарушителей на Окрестина. Хотя трудно представить, что на свободе он представлял некую опасность для общества либо намеревался скрыться от белорусского правосудия. К месту заметить, что зачастую участников семейно-бытовых конфликтов с мордобоем после разбирательств в милиции отправляют домой с миром. Но здесь совсем другой случай…
На минувшей неделе Олег Волчек ожидал из КГБ очередного официального ответа на свою очередную жалобу, связанную с обыском в рамках уголовного дела по факту массовых беспорядков в Минске в ночь с 19 на 20 декабря 2010 года. В одной из них он подчеркивает: «Создается впечатление, что за моей правозащитной деятельностью велось негласное наблюдение оперативными подразделениями КГБ…».
Напомним, обыск прошел 25 декабря того же года в арендуемой Волчеком квартире. Комитетчики изъяли у правозащитника системный блок компьютера и другие вещи. На момент обыска компьютер находился в рабочем состоянии. С большим трудом Волчеку удалось вернуть лишь часть своего имущества. Системный блок чекисты вернули 8 июля 2011 года, но техника оказалась, что называется, полностью убитой, а вся информация уничтожена и не подлежит восстановлению.
По заключению специалиста, имеющего квалификацию судебного эксперта, чтобы оживить системный блок, требуется произвести замену системной платы, привода и выполнить установку операционной системы с сопутствующим программным обеспечением. Примерная стоимость затрат, по оценке эксперта, превышает 500 тысяч рублей.
20 декабря минувшего года Олег Волчек направил жалобу на имя начальника Управления КГБ по Минску и Минской области Владимира Калача. В ней, в частности, правозащитник потребовал принести официальное извинение за причинение морального и материального вреда, «в результате незаконных действий сотрудников КГБ, которые осуществляли обыск», и вернуть до сих пор невозвращенные личные вещи. В основном это диски CD и DVD с семейными и другими фотографиями, а также с рабочими материалами правозащитника. Кстати, в числе невозвращенного имущества и охотничье ружье хозяина квартиры, в которой 25 декабря 2010 года проходил обыск.
Из жалобы Олега Волчека начальнику УКГБ:
«Дайте мне четкую аргументацию, на каком основании у вас до сих пор удерживаются указанные вещи? Для чего вам информация о личной моей жизни и общественной работе? Откуда у вас такое пренебрежительное отношение к законопослушным гражданам? Честно говоря, не понимаю вас, поскольку в силу возложенных на вас должностных обязанностей, вы должны бороться с коррумпированными чиновниками, террористами, организованной преступностью, а на самом деле, вы ведете борьбу с правозащитниками, журналистами, студентами, предпринимателями и другими гражданами. Не понимаю вас? Но есть Закон, который обязывает вас строго его соблюдать, поэтому я и требую, чтобы ваши сотрудники его выполнили, вернув вещи и предметы, которые, как я считаю, были изъяты незаконно. Или, может, в отношении меня ведется какое-то оперативное дело, о чем я не знаю? Может, поэтому вы удерживаете данные вещи?».
Примечательно, что за несколько дней до задержания, 23 января, Олег презентовал в Минске отчет центра «Правовая помощь населению» по уголовному делу Алеся Беляцкого — вице-президента Международной федерации прав человека, осужденного в ноябре 2011 года на 4,5 года лишения свободы за «сокрытие доходов в особо крупном размере». По словам Волчека, в составлении отчета по «делу Беляцкого» принимали участие действующие судьи, но называть их имена правозащитник не стал.
А за неделю до задержания автор этих строк обсуждал с Олегом идею проведения круглого стола как раз на «милицейскую тему». Уж слишком много фактов накопилось у правозащитников и журналистов, свидетельствующих о том, что «моя милиция» не то, что «меня», но и «себя» не бережет в глазах общественности. Произошедшее с Волчеком — очередное и, похоже, не последнее тому подтверждение.
…С учетом отбытого на Окрестина Олег выйдет на свободу завтра. Осудили его за якобы нецензурную брань в общественном месте. Свидетелем обвинения в административном процессе выступил не рядовой милиционер, а целый заместитель начальника Центрального РУВД — начальник милиции общественной безопасности Артур Шахлай…