В белорусских правоохранительных органах есть честные сотрудники, но им приходится тяжело в сложившейся системе. Такое мнение высказал правозащитник Олег Волчек накануне Дня белорусской милиции в ходе круглого стола, посвященного работе белорусских правоохранителей.
"Я боюсь милиции. Несмотря на боевой афганский путь. Мне было страшно (во время ареста 28 января. — БелаПАН.). Когда тебя в это стойло заводят, ты становишься не гражданином, а скотиной. Говоришь: "Дайте мне адвоката", в ответ: "Да пошел ты!" Просишь позвонить престарелой маме, в ответ — то же. Постоянная нецензурная брань. Я был готов к этому, но я представляю, как туда попадают люди, которые не готовы. Их там просто "размазывают", — заявил Волчек.
По мнению правозащитника, в Беларуси необходимо провести реформу правоохранительных органов. "Провести реформу в такой маленькой стране, как Беларусь, легко. У нас идеальные условия, дисциплинированный народ", — отметил Волчек.
В свою очередь юрист Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло подчеркнул, что престиж профессии милиционера падает. "Если идет огромнейшее отвлечение сил и средств на политический сыск, на подавление инакомыслия, на борьбу с мирными уличными акциями, на которые наши граждане имеют право, то такая милиция вызывает лишь опасение и озлобление у граждан. Она просто не функционирует по тем задачам, которые ей предписаны. В обществе очень серьезное недовольство работой милиции", — сказал Погоняйло.
По мнению бывшего судьи Конституционного суда Беларуси Михаила Пастухова, белорусам "необходимо думать о том, как сделать милицию безопасной для общества, как направить ее на служение общественным интересам и служение исключительно закону". "Сейчас приходится серьезно опасаться людей в форме", — отметил Пастухов.
Бывший подполковник КГБ Валерий Костко считает правоохранительные органы необходимыми обществу при любом политическом устройстве. "Предъявлять претензии всей милиции неправильно. Нужно предъявлять претензии тем, кто выполняет свою функцию не во имя народа, а во имя конкретного человека и защищает его право, вступая в противоречие с интересами общества. К кому больше претензий? Уголовный розыск, следаки, опера, эксперты — они работают. Но есть функция, которая у нас гипертрофированно выросла, это функция ОМОНа, спецназа. Зачем их столько?" — сказал Костко.