Каждый год наши школьники привозят со всевозможных международных предметных олимпиад медали. Одних золотых набралось уже под 40! В интеллектуальной гонке ребята с завидным постоянством оставляют позади сотни сверстников из десятков государств. Еще на пороге взрослой жизни во весь голос заявить о себе, показать свой талант и прославить страну — согласитесь, стоит немало. И журналистского рассказа тоже. Сегодня мы открываем новую рубрику «Умники и умницы», чтобы лучше узнать этих замечательных ребят. Тех, кто в прошлом году взял в общей сложности 23 медали на мировых состязаниях по математике и физике, химии и информатике, биологии и астрономии с астрофизикой. Итак, знакомьтесь.Романтичные кавалеры охотно блистают перед своими дамами познаниями в звездном небе. Мол, это созвездие Гладиолуса, а вот там, чуть левее, Малого Единорога. Но со Светланой Комар этот номер не пройдет. Она в два счета вычислит такого «астронома», ведь карту звездного неба знает на отлично. Не зря среди ее достижений — бронзовая медаль на международной олимпиаде среди школьников по астрономии и астрофизике.
Испытание небом
Сегодня Света — первокурсница факультета прикладной математики БГУ. А в прошлом августе она, одиннадцатиклассница лицея БГУ, представляла нашу страну на международной олимпиаде среди школьников. «Подготовка приносит особые ощущения. Начать с того, что можно радостно посвятить все лето изучению астрономии», — с улыбкой вспоминает теперь Света, как сокрушалась: мол, все гуляют, а она занимается. Но тут же признается, что ни капельки не жалеет: на олимпиаде было невероятно интересно. В Польшу съехались юные астрономы из трех десятков стран, даже из Индонезии и Таиланда. Столько новых знакомств! Все общались на английском, так что заодно иностранный удалось подтянуть. Интересно, что уже третий год подряд команда лицея БГУ по астрономии состоит исключительно из девчонок. Почему?
— Мальчикам, наверное, это кажется несерьезным предметом. Не то что физика, например. Зря они, конечно. На самом деле астрономия очень увлекательна. Жаль, что в олимпиаде можно участвовать только школьникам. Этим летом она пройдет в Бразилии...
Особенность международной олимпиады в том, что важно не выполнить задание лучше кого–то, а набрать определенный процент баллов. В первом туре ребята решали задачи. Во втором — проводили расчеты по предложенным данным. В третьем было испытание искусственным небом планетария: здесь одних знаний мало, нужно еще и моментально соображать. А вот четвертый тур, к сожалению, не состоялся. Олимпиадники должны были доказать свою увлеченность астрономией при помощи телескопа, направленного в открытое небо, но как назло пошел дождь.
Влияет ли участие в олимпиаде на университетскую учебу? Конечно, да, не сомневается Света:
— Как считает мой преподаватель по астрономии, у олимпиадников есть набор тех качеств, которые помогают добиться результатов не только в соревновании, но и в повседневной жизни. Классический пример: кажется, что все плохо и страшно, но собираешься и выкладываешься по максимуму. Глядишь, а результат не такой уж и плохой, даже хороший.
Осознанный выбор
Что ни говорите, а на наш жизненный выбор зачастую влияет школьный учитель, который кажется самым–самым. Кто–то, увлекшись уроками химии, пошел в медицину, кто–то после интересных занятий по истории связал свою судьбу с археологией. Вот и Светлана с пятого до десятого класса искренне считала себя математиком. «А потом со мной случилась астрономия!» Именно в лицее БГУ она встретила этого, «жизненно важного», преподавателя, который серьезно занимается подготовкой лицеистов к республиканским и международным олимпиадам по астрономии. А тут еще судьба забросила на такое мероприятие, как Международный день астрономии. Понравилось? Не то слово. Света восхитилась, вдохновилась и решила, что это ее.
Впрочем, соревновательный опыт имелся еще с шестого класса, когда пробовала свои силы в олимпиадах по математике. Хотя, признается Светлана, это было не очень серьезно: ходишь на дополнительные занятия, хорошо выступила — молодец. Не было целенаправленной подготовки, увлеченности, самостоятельного углубления в предмет. «Может, дело в возрасте? Ведь восприятие мира в седьмом и одиннадцатом классах совершенно разное».
Точность, логика и компьютер
Родители увлечение астрономией поощряли: и дочке нравится, и появляется шанс поступить в университет без экзаменов на математические и физические специальности. Астрономов у нас пока не готовят, надо ехать в Московский государственный университет, что и сделала Светина одноклассница по лицею Аня Фоканова. Тоже, между прочим, «бронзу» на прошлогодней международной олимпиаде завоевала!
Свое будущее Светлана решила связать с программированием, поэтому выбор пал на факультет прикладной математики БГУ. Говорит, всегда привлекала математика, да и в лицее училась в физико–математическом классе. Ее интересуют точность, однозначность, логика. И, конечно же, компьютеры. «Специфика моей учебы сейчас — это математика, программирование и еще раз математика. Но и астрономию не забросила. Только вот есть студенческие олимпиады по физике, по математике, а по астрономии, к сожалению, нет».
Предчувствую, как студент БГУИРа ехидно усмехнулся: «Девушка–программист — где это видано...» На этот счет у Светы всегда есть неоспоримый аргумент: «Первым программистом была женщина — Ада Лавлейс, дочь Байрона. В честь ее назван язык программирования — ада». Железная логика!
От астрофизики к лирике
Ошибается тот, кто думает: участники олимпиады только и делают, что учатся. Эдакие зануды, с которыми уж точно не повеселишься. Света подобный стереотип охотно опровергает. Помимо учебы, интересов у нее пруд пруди. «Свободного времени нет всегда, чем больше себя нагружаешь, тем больше успеваешь сделать». Первая страсть — современные танцы, для души и для здоровья. Вторая — книги. Конечно, все чаще вместо художественной литературы приходится листать страницы учебников.
— Интересно, что читают люди, увлеченные астрономией?
— Несложно угадать — научную фантастику, всевозможные фэнтези, детективы, где нужно делать логические выводы. Но и о жизни приятно почитать, например «Театр» Моэма.
Третья страсть — ночное небо. На него Света может смотреть часами.
— А если бы появилась возможность побывать на любой звезде, куда бы отправилась?
— Никуда, слишком долго лететь, жизни не хватит. Впрочем, интересно было бы взглянуть, как планеты вращаются вокруг двойной звезды.
Ох уж эти астрономы, никакой романтики! Впрочем, каждую субботу Света приходит в планетарий — традиция. «Никак не могу избавиться от привычки», — шутит девушка. Здесь она часами рассматривает завораживающее искусственное небо и, наверное, мечтает о чем–то своем, ведь в душе большинство математиков–физиков — немного лирики.