Когда приезжаю в командировку в глубинку, то в гостинице первым делом включаю телевизор. Всю панораму жизни региона вот так, с ходу, не охватишь, а местное ТВ оперативно расскажет обо всем, что происходит в районе, области. Именно за это "свои" телеканалы любят и жители. О популярности регионального телевидения свидетельствуют и итоги "Телевершины-2012": награды получили сотрудники не только областных, но и районных студий.
Есть чему поучиться
В этом году на телеконкурс подали заявки более 30 телекомпаний страны, и 24 - из регионов.
- Экспертам было непросто выбрать лидеров - достойных работ оказалось много. И региональные компании на равных конкурировали с республиканскими, - оценивает "Телевершину-2012" сопредседатель жюри конкурса, заместитель министра информации Дмитрий Шедко.
Член жюри "Телевершины", завкафедрой ТВ и радиовещания Института журналистики БГУ Вячеслав Булацкий подметил тенденцию:
- Растет мастерство коллег, работающих в регионах страны. Их профессиональный уровень достаточно высок.
Галина Злобенко, старший преподаватель Белгосакадемии искусств, сценарист, член правления Белорусского союза кинематографистов, на протяжении многих лет член жюри "Телевершины", солидарна с коллегой:
- Надо отдать должное телерадиокомпании "Брест": у них настоящее игровое и документальное киноискусство. Порадовало и молодечненское ТВ, чьи общественно-политические программы члены жюри смотрели не отрываясь. Лидские тележурналисты вышли вперед и не теряют своих позиций.
- Как вы считаете, почему региональное ТВ порой более динамично, чем центральные каналы?
- В глубинке журналист ближе к своему зрителю: он рассказывает о соседях. И поэтому местное ТВ охотно смотрят.
Людмила Ковалева, заместитель генерального директора Столичного телевидения, член жюри "Телевершины", также признает:
- Региональные компании показывают хорошие результаты в таких сферах, как информационное, общественно-политическое вещание, документалистика.
Краткость - сестра таланта
Лучшей новостной программой регионального ТВ на "Телевершине" признали проект "Новости. Время местное" молодечненской телевещательной сети "УП "Коммунальник". В интернете можно найти многие репортажи молодечненцев. Среди них мне запомнились материалы Максима Слижа. Один из них - о последней скульптуре Владимира Жбанова "Глашатай". Статую установили на площади Старое Место. Также из сюжета Максима я узнал, что в Молодечно будут выпускать электронные баяны - ручной работы и под заказ.
Молодечненское ТВ вещает не только на город и окрестности, но и на соседний Вилейский район. И вскоре там будет развиваться своя "кнопка".
Сергей Козел, директор молодечненского телеканала, объяснил, почему их новости - лучшие в стране:
- Наши операторы умеют видеть картинку. А ведущие могут преподнести любую информацию так, чтобы заинтересовать зрителя. Наш принцип работы - краткость и оперативность. Как находим горячие темы? Слушаем, о чем говорят люди на улицах, в транспорте и отзываемся на то, что наболело.
На всем своем
Вероника Левдорович с Лидского телерадиообъединения признана нынче лучшей ведущей регионального телевидения. Лидчане также получили первое место за лучший региональный проект года - "Талант ли Вы?" (автор Оксана Банцевич) - о неординарных людях: народных мастерах, умельцах.
Нина Позняк, главный редактор Лидского ТРО, раскрыла секрет успеха:
- Первое место мы заслужили. И не впервые. Победителями в номинации "Лучшая ведущая" были в прошлые годы Виктория Урбанович c молодежной программой "Лайф стайл" и моя дочь Лида - она ведет в прямом эфире передачу "Из первых уст".
- У нее своя программа "Для маленькой компании" - детская развлекательная передача, которая, кстати, не раз номинировалась на "Телевершину". А секрет популярности прост: лидские телеведущие - красивые и умные. И главное: все наши - местного "производства" и "закваски".
- Насколько популярен ваш канал?
- Наши передачи и ведущих любят лидчане и жители еще 4 окрестных районов. Потому что мы к народу ближе и самодостаточны. Могли бы делать программы для центральных телеканалов - было бы желание с их стороны.
Кадры держат марку
Лучшим оператором на "Телевершине" в этом году назвали Руслана Силюка, снимавшего фильм "Декольте Марины Мнишек", а лучшим сценаристом - Александру Красько за сценарий программы "Брестская крепость-герой".
Лариса Добродомова, директор ТРК "Брест", своим сотрудниками давно пророчила заслуженные награды:
- Фильм "Декольте Марины Мнишек" был снят по заказу Белтелерадиокомпании. Нас заметили в Минске после того, как несколько лет назад еще один наш фильм "Страсть и власть" взял "Телевершину" в номинации "Лучшая культурно-просветительская программа".
- Чем работа брестского ТВ отличается от других областных студий?
- Тем, что Белтелерадиокомпания регулярно заказывает у нас проекты. Плохие программы ведь никто не станет покупать. Мы соответственно держим марку - готовим продукт, который будет продаваться.
- Раскроете секрет мастерства ваших сотрудников?
- Руслан к нам пришел много лет назад, после окончания техникума работал осветителем. Однажды нужно было снимать передачу, а рук не хватало. Силюку дали камеру - и он сразу взял интересный план. У него, видимо, глаз "заточен". Так он стал сначала ассистентом, а потом и самостоятельным оператором.
- А если бы не тот случай, проявил бы Руслан свой талант?
- Способных людей много. Но вы правы: нужна еще возможность себя реализовать. Тут все решают случай и трудолюбие. Впрочем, у нас всегда работали лучшие в стране телеоператоры. Полвека назад, когда только открылась брестская телестудия, ее прославил Иосиф Пранько: в 1964 году его фильм "Песнь о лесном великане" получил награду в Монреале.
- Александра Красько также продолжает славные традиции?
- Сашу мы взяли на работу сразу после школы, потому что ей интересно было писать. Дали возможность проявить свой талант - и вот она работает на телевидении уже 10 лет. Интересуется историей, социальными проблемами, очень неравнодушна к происходящему вокруг, тонко чувствует телевидение. В ее программах много эффектных постановочных кадров. Она четко расставляет акценты в передаче, понимая, как тема должна заиграть, чтобы затронуть душу человека. Сашу хочется смотреть и слушать.
Лариса Добродомова ищет и растит новые кадры. И по праву гордится теми коллегами, которые сейчас работают в Минске, в Москве:
- Первую "Телевершину" брестскому ТВ принес фильм о Великом княжестве Литовском, созданный творческой командой во главе с Александром Бугровым. Он пришел на студию зеленым десятиклассником. После школы сразу же был зачислен в штат, поработал несколько лет и отправился на вольные хлеба. Сегодня имя Бугрова встречается в титрах не только белорусских, но и зарубежных проектов. Но Саша продолжает сотрудничать и с нашей телекомпанией.
Региональное телевидение разное, но уже не местечковое, а самодостаточное и современное. Местные телеканалы идут в ногу со временем, и поэтому их смотрят тысячи зрителей от Лиды до Бреста.